Соцреализм

Соцреализм – идеологическое направление официального искусства СССР в 1934-1991 годах. Впервые термин появился после Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. «О перестройке литературно-художественных организаций», означавшем фактическую ликвидацию отдельных художественных направлений, течений, объединений и групп. Единый творческий метод, которым должны были руководствоваться советские писатели и художники, был призван наиболее полно, с научных, т.е. с партийных позиций отражать социалистическую действительность.

Соцреализм в живописи, картины в стиле соцреализма

Соцреализм долгое время ассоциировался с советским искусством, так как стал его основным направлениям 1934 – середины восьмидесятых годов XX века. Задачами соцреализма в изобразительном искусстве были идейное социалистическое воспитание и отображение жизни, как революционного развития.

Главные черты соцреализма:

· жизнеутверждение;

· интернационализм;

· пафосность;

· народность;

· неразрывность общества и судьбы личности.

В живописи должно было отражаться переустройство мира в соответствии с идеалами коммунизма.

Первые полотна соцреализма

Картина Дейнеки «Стахановцы» (1937 г.) стала ярким примером соцреализма. На ней мы видим колонны демонстрантов, шествующих с восторженными лицами и в ослепительно белых одеждах. Направление их пути задает Ленин, высящийся позади колонн. Картина сделана в духе апофеоза и восторга перед наступившими переменами. В том же духе сделано огромное панно «Знатные люди страны советов» (руководитель Епифанов).

Соцреализм картины подавил и отодвинул на задний план остальные жанровые направления изобразительного искусства. Этот стиль стал искусством государственного заказа и пропагандировал политические государственные идеи. Живопись стала средством агитации и пропаганды. Основой социализма была Ассоциация художников революционной России. Сюжеты членов ассоциации протоколировали и иллюстрировали то, что происходило в жизни. Их темы были всем ясны и понятны.

Жанры соцреализма

Для соцреализма характерна жесткая иерархия жанров. Во главе сюжета лежала определённая тема с четко размещенными акцентами, в основе которой находилась современность.

Если сюжет был исторический, он обещал прекрасное сегодня. Часто в полотнах соцреализма отображается конфликт противоборствующих сторон. Однако сразу видно, на чьей стороне правда. Например, Иогансон в картине «На старом уральском заводе» изображает рабочего, освещенного солнечным светом, и затемняет фигуру хозяина, которого к тому же изображает внешне неприятным.

Исторические сюжеты в советских картинах

Тематические картины с революционным содержанием перекликались с историческими. Многие были созданы после победы над фашистской Германией. Исторические сюжеты в стиле

соцреализма были наполнены апофеозом и театральностью. Так, как на картине Бубнова «Утро на Куликовом поле». Воины на холсте застыли в ожидании сражения, словно игрушечные статуэтки.

Портреты в советской живописи

Портреты в период соцреализма писались для прославления выдающихся личностей, которые своей деятельностью заслужили право на то, чтобы их запечатлели на холсте. Портреты стали источником просвещения. Герои были представлены в процессе труда – в лаборатории или в кабинете, на операции или во время творческого процесса. Например, у М. Нестерова Вера Мухина запечатлена во время создания скульптуры Борея.

В женском портрете, в его фактуре и антураже чувствуется материальная подоплека. Характерны тяжёлые ткани: бархат и плюш, меховые накидки и горжетки, как отзвук былой роскоши. Таковы портреты актрисы Зеркаловой, кисти Б. Иогансона, И. Машкова – «Дама в голубом».

Художественные средства

1. Масштаб

Для направления соцреализма характерен размах и масштабность, особенно в массовых сценах и пейзажах. Для пейзажа была характерна статичность. Его раздолье олицетворяло российские просторы. Например, картина Ф. Шурпина «Утро нашей родины». Пейзаж здесь служит фоном для масштабной фигуры Сталина. Присутствие вождя всех народов ощущается и на других пейзажных полотнах, даже если его там нет.

2. Апофеоз

Апофеоз чувствуется даже в тех картинах, где речь идет об обычной жизни. Например, в полотне С. Герасимова и А. Пластова, где отображены моменты сельского торжества: «Колхозный праздник» (1937 г). Картина переполнена изображением изобилия, полноты жизни, ощущением радости, исполнения надежд.

3. Гиперболизация

Для полотен характерен гигантизм, пафосность масштаба и объемов. На картинах изображаются индустриальные темы с гиперболизированным сюжетом. Например, гигантское строительство. Холсты становятся плотными и тяжелыми.

4. Монументализм

Монументализм стал присутствовать во всём, даже в натюрмортах. И названия картин несут характер эпичности. Название картин Машкова: «Снедь Московская», «Советские хлебы». На картине П. Кончаловского 1941 года «Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника» мы видим огромные куски окорока, целую курицу, красную рыбу, овощи, рюмки для разных напитков. Создаётся ощущение грузности, монументализма. Дейнека даже спортсменов на полотнах изображает полнотелыми и мощными. Женские фигуры также отличаются дородной красотой. Они воплощают всемогущество, силу, созидание.

5. Умеренность

Несмотря на тяжеловесность и плотность изобразительного искусства, приветствовалась также умеренность. Не должно было быть излишнего выпячивания собственного стиля. Художнику нужно было показать мазок, чтобы было видно, что автор тщательно работал над картиной. При этом не приветствовали изобразительные приёмы, они считались свидетельством отсутствия искренности.

6. Лиризм

Лиризм в картинах выражался ахроматичным импрессионизмом. Даже в пафосных полотнах звучат темы ливня или дождливого летнего утра, которые излучают человечность и теплоту. Например, цикл о новых кварталах или новой Москве Ю. Пименова.

7. Футуризм

В картинах соцреализма присутствует нацеленность на будущий результат от революционного обновления. Неизбежность победы социализма считается несомненной. Считается, что будущее наступило уже в современной жизни. Настоящее становится будущим, достигнут пик исторического развития. Герои Дейнеки не просто стахановцы, они подобны божествам, которые смотрят в уже наступившую вечность.

Тридцатые годы XX века – это вершина социалистического реализма. Сталин становится обязательным героем различных полотен. Это видно на картинах Ефанова, В. Сварога. Их сюжеты сходны с библейскими явлениями чуда. Социалистический реализм становится сбывшейся тоталитарной утопией.

8. Поздний соцреализм

Период позднего соцреализма наступает в пятидесятых годах, после смерти Сталина. В полотнах художников начинают проявляться черты человечности. Пронзителен сюжет картины А. Пластова, изображающий бессмысленную смерть пастушка, – «Фашист пролетел», 1942 год. Меняется официальная интонация на семейную в полотнах Ф. Решетникова. В картинах «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» появляются простые люди и запечатлена частная жизнь. Мотивы частной жизни появляются у Пименова. Реалистическая обывательская тема появляется в лактионовском «Письме с фронта».

В таком виде соцреализм просуществует до распада СССР. Затем он сменится периодом андеграунда, и на первый план выйдут новые стили и другие мастера.

Картины соцреализма в нашей галерее

Антикварная галерея предлагает купить картины соцреализма в нашем магазине. Они напомнят вам о давно ушедшего времени, пробудят ностальгию по прошлому. Мы брали лучшие образцы этого направления изобразительного искусства. Вы увидите много тем, связанных со спортом, выражающих бодрость, силу, молодость, стремление к победе, которые так характерны для того времени. В замечательной картине «Здравствуй, азбука» вас поразят прекрасные глаза ребенка, наполненные синевой и восхищением от удивительного мира, который его окружает. В картинах соцреализма, представленных на нашем ресурсе, вы найдете отзвуки прошлого и те непередаваемые моменты, которых нам не хватает в нашей современности.

Эти полотна останутся свидетельством давно ушедшего времени, наполненного оптимизмом, неизменным утверждением жизни и уверенностью в том, что советскому человеку доступны любые свершения. Приобретайте полотна в стиле соцреализма хорошего качества и по самым умеренным ценам. Они станут достойным пополнением вашей коллекции.

Найти и купить советский реализм просто! Приобретайте лучшие полотна в стиле соцреализма в «Русской Антикварной Галерее»! Ждем вашего звонка!

Созерцание этих картин наполнит душу особой энергетикой. Эти холсты станут ценным приобретением для тех, кто испытывает ностальгию по прошлому, и для тех, кто ценит нашу историю и осознает, что наряду с недостатками в ней есть замечательные моменты, которые стоит ценить, как и любые проявления творчества в изобразительном искусстве.

Антикварный магазин предлагает вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Линогравюра «Вратарь» СССР, 1970-е годы
Линогравюра «Вратарь» СССР, 1970-е годы