Соц-арт — направление в отечественном неофициальном искусстве 1970-х — начала 1990-х годов. Художники соц-арта использовали для своих работ стилистику, язык и завоевания соцреализма. Однако, как правило, в произведениях художников – соцартистов присутствуют юмор, ирония и саркастичное отношение к идеологическим пропагандистским клише, в изобилии растворенным в массовом сознании советских людей. Соединяя в своих работах псевдосерьезность и стилистику, взятые от соцреализма, с юмористическим или абсурдным сюжетом, соц-артисты добивались не только зрительской улыбки, но и разрушения социалистической мифологии. К художникам этого жанра традиционно относятся: В. Комар и А. Меламид, А. Косолапов, Г. Брускин и другие.

Работы в стиле соц-арт отмечены благоговейными изображениями рабочих и крестьян, счастливо живущих в своих коммунах, портретами молодого Иосифа Сталина, обилием лозунгов и агитационных листовок. Однако, в отличие от социалистического реализма, каждое такое полотно несет в себе тонкую иронию и сатиру. Если поп-арт был реакцией на обилие рекламы, соц-арт – реакцией на обилие пропаганды.

По аналогии с западным движением поп-арта, в которое вошли культовые элементы западной массовой культуры, соц-арт извлекал выгоду из образов социалистической массовой культуры. Нападение соц-арта на официальные стили похоже на намерения американского поп-арта и немецкого капиталистического реализма.

В чем отличие соц-арта от других стилей?

Соц-арт не эквивалентен более позднему пониманию поп-арта как элитарного отражения визуальных образов массовой и массовой культуры. Дело в том, что, хотя пропагандистские образы советских средств массовой информации окружали жителей СССР всегда и везде, они не были популярны в массах, а скорее были навязаны народу тоталитарной элитой. В 1950-х годах на стенах музеев в Нью-Йорке висели огромные абстрактные экспрессионистские полотна. А за окном на улицах доминировала коммерческая реклама Coca-Cola и других популярных продуктов. В те же годы на стенах московских музеев висели огромные патриотические полотна с изображением героев труда и войны. А на улицах были привлекательные политические щиты, красные лозунги, цитаты и призывы строить коммунизм, восхвалять Коммунистическую партию и любить правительство и партийных лидеров.

Вместо того чтобы отвергать и осуждать, что мотивировало первое поколение художников-нонконформистов, соц-арт следует другим путем. Он присваивает и ниспровергает пропагандистские образы и лозунги, чтобы превратить их в нечто игривое и гротескное. Соц-арт своим непочтительным использованием символов, которые в своем первоначальном контексте были предназначены для доминирования над индивидом, оказал немалое освобождающее воздействие на советские умы.

Кто основал соц-арт?

Сам термин «соц-арт» и его идеология были основаны Виталием Комаром и Александром Меламидом. Комар и Меламид – это тандем художников-концептуалистов, выходцев из России. И Виталий, и Александр родились в Москве. Образование получили в Московском художественном училище и Строгановском институте искусств и дизайна.

Первая совместная выставка Комарова и Меламида прошла в 1967 году, в московском кафе. С 1972 года они начали работать в стиле «соц-арт», и на успехе в СССР можно было ставить крест. Художники подверглись остракизму, большую часть их работ, как и труды других нонконформистов, уничтожали. В 1974 году Виталий и Александр были арестованы во время закрытой квартирной выставки «Искусство принадлежит народу».

Несмотря на преследования, художники работали вместе в рамках проекта «Комаров и Меламид» с 1972 и вплоть до 2003 года. В 1977 году они переехали в Израиль, а спустя 11 лет – в Америку.

Почему возник соц-арт?

История появления соц-арта многими воспринимается как красивая байка, но, по словам основателей, это чистая правда. 1972 год был отмечен 50-летним юбилеем пионерского движения. В связи с предстоящим празднованием Комару и Меламиду поручили изготовить агитационные материалы для пионерских лагерей. Художественные работы проводились зимой, в помещениях, которые не отапливались, площадки пронизывали сквозняки, а холод был постоянным спутником. Художники грелись алкоголем и думали о деньгах, что в совокупности вызывало приступы острой самокритики. Они были огорчены тем, что предали свои принципы ради корысти, страдали из-за того, что перестали создавать образцы подлинного искусства, отказались от свободы, и просто следуют приказам «сверху».

Именно тогда они натолкнулись на идею нового аватара – вымышленного персонажа, который будет выполнять задачу от сердца, а не от головы. Так родился проект «Комар & Меламид». В ту ночь художники уснули с чувством, что совершили великое открытие, и, как показала история, они оказались правы.

Как развивался соц-арт?

Молодой творческий дуэт был полон вдохновения и решимости изменить мир к лучшему. Художники подписывали своими именами известные советские лозунги и транспаранты, изображали своих родителей в образе вождей СССР, делали членов семей супергероями в агитационных плакатах. Художники срывали все маски с фальшивой природы пропаганды, высмеивая советскую идеологию, которая становилась пародией на саму себя. В некоторой степени можно сказать, что Комар и Меламид поспособствовали созданию мемов задолго до того, как появился такой термин.

Они не боялись власти и принимали участие в организации знаменитой нонконформистской «Бульдозерной выставки» (выставка, на которой все работы были уничтожены с помощью бульдозеров). Они проводили арт-демонстрации и перфомансы, которые однозначно можно причислить к разряду политического богохульства. Например, они лепили «фрикадельки» из главной газеты страны «Правда», чтобы «насладиться духовной пищей». На домашних шоу они пародировали Ленина и Сталина. Неудивительно, что всех участников таких представлений арестовывали, а они мечтали об эмиграции. Комару и Меламиду удалось эмигрировать.

Как развивался соц-арт после эмиграции основателей?

Несмотря на то, что Комар и Меламид покинули родину, они продолжали заниматься соц-искусством. За границей художники нашли большой простор для творчества в целом и академической живописи в частности. Они перекрашивали картины, представляя видных политических деятелей 20-го века в ироничном контексте.

Переехав в Нью-Йорк, художники обратили свой критический ироничный взгляд на западную жизнь. Их первой целью был арт-рынок. Они мягко высмеивали культ капитализма, а со временем организовали проект «Корпорация по купле-продаже душ».

Суть проекта в следующем: существует клише, что художники пишут картины, вкладывая в них душу. Отдавая работу в галерею, они получают 50% от продажи работы, вторая половина суммы отходит владельцу галереи. Комар и Меламид предложили «упростить процесс, сразу перейдя к продаже души». Конечно, о юридической чистоте таких сделок не может идти и речи, но с точки зрения эпатажа и пиара проекту нет равных. Комару и Меламиду продал душу сам Энди Уорхол. Он узнал о проекте и тут же согласился принять участие. Художник оценил свою духовную сущность в огромные 0,00 долларов. Позже Меламил и Комар пошутили, что сумма невелика, потому что Уорхол продавал душу не впервые.

Еще один нашумевший проект художников – «Живопись слонов». В 90-х Комар и Меламид увидели последние абстракции авторства Герхарда Рихтера и пришли к выводу, что слоны могут рисовать ничуть не хуже. Чтобы это доказать, художники «учили зверей рисовать». Полученные в результате картины стали настоящей пародией на современное искусство, зачастую лишенного смысла, понятного и очевидного каждому зрителю.

Первая слава о художниках прокатилась на волне перестройки в СССР. Владельцы западных галерей обратились к художникам и успешно продавали их работы. Выставки проводились по всему миру, а работы приобретались ведущими музеями мира, в том числе «Метрополитеном» и нью-йоркским MоMA.

Пост-арт как направление соц-арта

Наряду с соц-артом Комар и Меламид задали новый тренд — пост-арт. В рамках проекта были созданы серии работ, отображающие апокалиптическое видение будущего. Зритель может увидеть знаменитые работы Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Роберта Индианы и других художников, какими они могут быть после ядерной войны, политической или природной катастрофы. Этот проект также включал в себя картинки из будущего: рисунки и пейзажи руин современной архитектуры. Источником вдохновения для проекта послужило то, что в России исторические древности, иконы и картины старых мастеров считались более ценными, чем современное искусство.

Кто еще творил в стиле соц-арт?

Следуя примеру Комара и Меламида, термин «соц-арт» был поднят группой художников, которые развивались в 1970-х и 1980-х годах вокруг таких личностей, как Вагрич Бахчанян, Илья Кабаков, Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов и т.д. Отстраненные от официальных выставок, они демонстрировали свои работы в собственных домах, которые стали площадками для творчества, выставки и обмена для московского авангарда. Соц-арт доминировал в пластическом искусстве, архитектуре, дизайне и кино в годы перестройки (1985-1991). Волна эмиграции во второй половине 1970-х годов вывела соц-арт за пределы СССР. Многие художники переехали в Нью-Йорк, где организовали выставки и начали сочетать американскую и советскую символику. Соц-арт оказался плодотворной тенденцией не только в коммунистической системе, но и в обществах, которые оказывают другие формы давления, в частности, через средства массовой информации и религию. В качестве примера можно привести русское искусство 2000-х годов, работы Олега Кулика на фестивали «Синие носы».

Где купить работы в стиле соц-арт?

«Русская Антикварная Галерея» предоставляет возможность ознакомиться с работами художников, представляющих неофициальное искусство СССР. В их числе – произведения искусства в стиле соц-арт. Вы сможете пополнить свою коллекцию картинами известных авторов

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Строители» СССР, 1980-е годы
Картина «Строители» СССР, 1980-е годы