Романтизм

Романтизм – философско-эстетическое направление в культуре конца XVIII – первой половины XIX века, в большей степени термин связан с литературой и музыкой. Тем не менее романтизм в изобразительном искусстве воплотился как устойчивая тенденция выхода художников за рамки канонов академической живописи, привнесении большей эмоциональности и разнообразия сюжетов. Появляются несвойственные классицистическому искусству вымышленные, порой патетические  и фантасмагорические сюжеты, как, например в творчестве Франциско Гойи, Теодора Жерико, Эжена Делакруа.

Романтизм в русской изобразительной культуре связан такими именами, как Орест Кипренский, Василий Тропинин, Алексей Венецианов, Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин, Александр Иванов др. В творчестве этих художников меняется типология многих известных жанров. Так, в портретах О. Кипренского обнаруживается непревзойденный драматизм и сложные духовные переживания моделей, достигнутые тончайшей тональной живописью; парадность и фиксация натуры классицизма уступают место камерности и интимности, живой передаче портретируемого. Интерес к национальному, самобытному, почвенному проявляется в крестьянской сюите А.Венецианова – это не костюмированные, не стилизованные, а подлинные крестьянские типажи в их повседневной жизни, одно из первых обращений к теме крестьянства в русском искусстве. С. Щедрин, а позднее А. Иванов окончательно, утверждают пленэрную работу над пейзажем. Особое место заняла графика и рисунок в частности, став полноценной и самоценной частью творческого процесса, не уступающей по своим художественным качествам живописи и скульптуре.

Элементарное значение термина «реализм» – это объективный и трезвый взгляд на вещи. Реалисты – это люди, способные смотреть на мир трезвым и оценивающим взглядом, не испытывая иллюзий при оценивании того или иного предмета.

Реализм, рассматриваемый как стиль в искусстве и литературе, представляет собой также и философское учение, согласно которому предметы, видимые в диапазоне человеческого зрения, существуют вне зависимости от их чувственного познания.

Философия реализма

Возникновение реализма берет начало еще в Средние века, при жизни древнегреческого философа Платона и других мыслителей прошлых лет. В то время философы были увлечены вопросом, касающимся реальности существования и проблем универсалий.

Универсалия – термин, обозначающий общие понятия. Существует масса примеров, например, одежда, животные или растения – это обобщенные понятия, среди которых выделяют группы и подгруппы. Учитывая ответ на вопрос о реальности их существования, выделяют несколько направлений:

· Реализм, который отвечает за реальное существование универсалий.

· Номинализм, в котором понятия являются всего лишь именами.

· Концептуализм, в котором познание и восприятие проявляется совместно с опытом, но не исходит от него.

Приверженцы реализма в период средневековья делили учение на 2 вида:

1. Крайний реализм. Согласно учению Платона, универсалии, которые находятся в мире, ограниченном для сознания человека, создают предметы. Если излагать простым языком, то некая сила из высшего мира вдохнула жизнь в дерево, выросшее у вас возле дома.

2. Умеренный. Этот вид учения был ориентирован на идеи Аристотеля, утверждая, что универсалии хранят в себе основу, иначе оболочку того или иного предмета. Известный умеренный реалист из Италии – Фома Аквинский, выдвинувший основные тезисы учения.

Согласно предположениям философа, универсалии существуют в 3-х образах:

· прообраз, иначе, как образ будущего;

· реальная сущность;

· представление, другими словами ментальная образность вещей или предметов.

Согласно философии реализма, весь материальный мир в целом существует независимо от восприятия или сознания человека.

Развитие реализма в литературе и живописи

Реализм в искусстве – это не просто стиль, а полное преобразование его видов, отображающая внутриличностные конфликты и комплексы противоречий в обществе.

Впервые о реализме заговорили во Франции в 20-е годы XIX века. Вначале его характеризовали как подражание действительности с присутствием некой вульгарщины. В ту эпоху такой подход к новому виду искусства вызвал негативные эмоции, ведь творчество не должно вызывать неприязнь, а нести только добро и радость.

По истечении 20-ти лет общество смирилось с тем, что реализм существует как самостоятельное направление, и перестали связывать его с чем-то скандальным и безобразным. Стало понятно, что приверженцы реализма пытаются донести миру реальность в том виде, какая она есть, без «маски», словами современной молодежи – без фотошопа.

Очередной уровень, свидетельствующий о положительном сдвиге нового направления в искусстве, произошел в 1850-е годы, когда в столице Франции прошла художественная выставка известного живописца-реалиста Гюстава Курбе. На выставке были представлены многочисленные картины, вызвавшие неодобрение общества. Современники обозвали художника социалистом, предателем, смешавшего идеалы искусства с грязью.

Литература прошлой эпохи также славилась писателями реалистами, имеющими нестандартный подход к написанию литературных произведений. Друг живописца Гюстава Курбе, которого звали Шанфлери – первый из писателей, назвавших себя реалистом. Он впервые дал новому направлению определение, назвав его конкретным художественным методом. По версии Шанфлери и его последователей, реализм основан на прямолинейности и искренности, полном отказе от копирования и подражания.

Русский реализм как литературное направление

Реализм в литературе – это правдивое отношение к действительности, отображаемое в художественном произведении. Черты реализма были замечены в текстах, написанных писателями еще в эпоху Возрождения и Просвещения, но ведущим направлением новый стиль стал только во второй половине 19 века.

Основными чертами реалистичного направления в литературе и искусстве являются:

· объективный взгляд автора на те или иные вещи, которые он описывает в произведении;

· твердая авторская позиция;

· типичность нравов при безусловной индивидуальности персонажей;

· стандартные ситуации, типичные конфликты и противостояния, например, простого люда и интеллигенции;

· акцентирование внимания на психологической характеристике главных героев;

· внимание к деталям с соблюдением их точности и достоверности;

· неопределенность авторского отношения к героям произведения;

· акцентирование внимания на важности проблем определенной личности или общества в целом;

· простота языка, приближенная к живой человеческой речи;

· анализ закономерностей социальных явлений и законов;

· использование оборотов и средств речи для полноты раскрытия характера персонажа.

К жанрам реализма относятся:

· роман;

· рассказ;

· повесть.

Границы между этими произведениями со временем становятся размытыми. Согласно мнению ученых и литераторов XIX века, первым реалистичным романом в России стал «Евгений Онегин», автором которого являлся А. С. Пушкин. Произведения других писателей, написанные в эту же эпоху, вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

Реализм как стиль в живописи

В 19 веке живопись, представленная в реалистичном стиле, затронула многие жанры, включая портреты, натюрморты и пейзажи. Излюбленными тематиками живописцев-реалистов были сцены из обыденной жизни сельских и городских жителей, моменты из жизни молодежи, проводящей время в развлекательных заведениях и на улице. Миссией реалистов было максимально точно и правдоподобно передать некоторые мгновения из жизни простых людей, подчеркнув их внешние особенности, испытуемые в этот момент чувства и переживания. Картины и портреты, на которых было изображено лицо и тело человека, наполнены эмоциями и естественными ощущениями.

Начало развития реализма пришлось на вторую половину 19 века, о нем узнали во Франции, в Италии, США и России. Доминирующий жанр нового направления – пейзажный. Художники активно стремились передать правдоподобный мир и все, что окружает человека вокруг. По мнению живописцев, именно сельские пейзажи максимально точно отражали «живую» Францию. Художники этой эпохи изображали на своих картинах реальных людей, а не вымышленных персонажей, они не стремились к идеализации мира, а передавали лишь реальные ситуации из жизни, в которых отсутствовала наигранность и ложь.

Знаменитыми представителями стиля реализм в 19 веке были такие личности:

· Жан-Франсуа Милле;

· Гюстав Курбе;

· Илья Репин (Россия).

Период конца XIX – начала XX вв. вынудил живописцев-реалистов пересмотреть свои взгляды на суть и скрытый смысл изобразительного искусства. Политические события и неурядицы, происходящие в мире, дали толчок для создания других тем работ и открытия новых школ художественного искусства.

Основными направлениями реализма в живописи того периода стали:

· Веризм. Период зарождения в Италии – конец 19 – начало 20-го в. Художники писали картины, достоверно и максимально точно передающие природные явления и объекты окружающей среды.

· Прецизионизм. Период развития в Америке – 20-е годы XX в. Художники США работали над созданием городских пейзажей и ландшафтов, используя в работе футуристические и кубические элементы. Выдающиеся представители того времени – Чарльз Шиллер, Чарльз Демут.

· Социальный. Направление, возникшее в Америке в 1920–1930-е годы XX в. Художники этого периода сосредотачивали свое внимание на вопросах общественности и социальной стороны жизни.

· Социалистический. Развитие происходило в России в 1925 – 1935 гг. Соцреализм представлял собой основное художественное направление в СССР, его концепцией было прославление образа жизни советских граждан и акцентирование внимания на их трудовом энтузиазме.

· Фотореализм. Период возникновения 1960-1970-е годы. Это подвид реализма характеризуется как техника творчества, максимально правдоподобно передающая реальность, основанная на копировании фотоснимков.

· Гиперреализм. Приходится на период с 1990 до 2000-х годов. Произведения художников, написанные в этом стиле, ошеломляют своей правдоподобностью, и больше похожи на фотографии.

· Магический. Направление реализма, представляющее собой течение в европейском и американском искусстве и литературе XX века. Произведения и картины этого стиля включают фантастические элементы совместно с реалистическими приемами повествования.

Развитие реализма практически во всех уголках мира сыграло важную роль в искусстве. Это направление, не имеющее конкретных истоков живописи или философии, здесь каждый подвид имеет свои особенности и смысл.

Особенности стиля «Высокого возрождения»

Для стиля реализм характерна искренность, правдивость, объективное отражение действительности со всеми ее противоречиями и парадоксами. Художники эпохи Возрождения, идущие по пути реалистического мировоззрения, стремились к научному обоснованию природных явлений и законов природы, установлению взаимосвязи с наукой и искусством в целом.

Живописцы 19 века, считавшие себя реалистами, занимались активным изучением памятных и знаменательных мест античного искусства. Обращаясь к точным наукам, они искали научно-обоснованные ответы на свои вопросы. Их картины пронизаны ясностью, преклонением перед красотой реальной, а не искаженной действительности. До настоящего времени искусство эпохи Возрождения – это неисчерпаемый источник мудрости и высочайшего мастерства.

Картины современных художников-реалистов представлены в новом свете, в них отображаются новые связи с действительностью, новые решения и средства для самовыражения.

Купить картину в стиле реализм

Антикварный магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает вниманию ценителей искусства многочисленные картины в стиле реализм от лучших современных художников-реалистов России. С каталогом можно ознакомиться на официальном сайте либо посетить магазин, чтобы оценить творчество живописцев

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Вечерний звон» Россия, 2000 - е годы
Картина «Вечерний звон» Россия, 2000 - е годы
Картина «Галантная сцена» Западная Европа, рубеж XVIII и XIX вв.
Картина «Галантная сцена» Западная Европа, рубеж XVIII и XIX вв.
Картина «Итальянский пейзаж с путниками» Западная Европа, втор. четв. XIX в.
Картина «Итальянский пейзаж с путниками» Западная Европа, втор. четв. XIX в.
Гравюра «Лорелей» Германия, 1839 год
Гравюра «Лорелей» Германия, 1839 год