Романтизм

Романтизм – философско-эстетическое направление в культуре конца XVIII – первой половины XIX века, в большей степени термин связан с литературой и музыкой. Тем не менее романтизм в изобразительном искусстве воплотился как устойчивая тенденция выхода художников за рамки канонов академической живописи, привнесении большей эмоциональности и разнообразия сюжетов. Появляются несвойственные классицистическому искусству вымышленные, порой патетические  и фантасмагорические сюжеты, как, например в творчестве Франциско Гойи, Теодора Жерико, Эжена Делакруа.

Романтизм в русской изобразительной культуре связан такими именами, как Орест Кипренский, Василий Тропинин, Алексей Венецианов, Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин, Александр Иванов др. В творчестве этих художников меняется типология многих известных жанров. Так, в портретах О. Кипренского обнаруживается непревзойденный драматизм и сложные духовные переживания моделей, достигнутые тончайшей тональной живописью; парадность и фиксация натуры классицизма уступают место камерности и интимности, живой передаче портретируемого. Интерес к национальному, самобытному, почвенному проявляется в крестьянской сюите А.Венецианова – это не костюмированные, не стилизованные, а подлинные крестьянские типажи в их повседневной жизни, одно из первых обращений к теме крестьянства в русском искусстве. С. Щедрин, а позднее А. Иванов окончательно, утверждают пленэрную работу над пейзажем. Особое место заняла графика и рисунок в частности, став полноценной и самоценной частью творческого процесса, не уступающей по своим художественным качествам живописи и скульптуре.

Романтизм как большее и значительное явление, чем просто стиль, был методом миропознания для художника. Оставаясь в большинстве своем приверженцами академической системы, они все больше приглядывались к окружающей реальности, внутреннему, противоречивому миру человека, прокладывая путь следующему большому стилю – реализму.