РОКОКО (французский rococo, от rocaille — осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве первой половины 18 века. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Стиль рококо называют легкомысленным и бездумным. Некоторые небезосновательно сравнивают его с современным «гламуром» – в самом деле, существует множество сходных черт между этими явлениями. Что же такое рококо, и почему он был и остается популярным стилем, рассмотрим в этой статье.

Рококо – стиль искусства и архитектуры, берущий начало во Франции и затем распространившийся по Европе, в том числе и в Российской Империи. Он зародился в начале XVIII века и был популярен до его окончания, хотя в самой Франции интерес к нему остыл уже к середине столетия.

Название стиля происходит от смешения двух слов: «барокко» и «рокайль». Рокайль – это стиль декорирования и отделки ракушками, необработанными камнями, применявшийся для украшения фонтанов, гротов и прочих декоративных строений в усадьбах аристократии. Рококо является продолжателем барокко в плане завершенности формы, однако, в отличие от барокко, здесь нет той массивности, торжественности и напыщенности, все тяготеет к легкости и изяществу. Стиль несет более легкомысленное, раскрепощенное настроение и таким образом становится антиподом к предшествовавшему барокко.

Появление рококо приходится на окончание эпохи французских королей Людовиков. После смерти Людовика XVI, прозванного «король-Солнце», высшие сословия Франции утопали в роскоши и безмятежности. Однако торжественность и величественность, свойственная бывшему королю, уходит в прошлое. В искусстве продолжают свое существование и барокко и классицизм, но все течет и видоизменяется. Пришедшие на смену королю-Солнце регент Филипп Орлеанский и Людовик XV предпочитают более спокойный образ жизни, связанный с большим комфортом и уединением в кругу друзей. Они транслируют в аристократическое общество ценности неоэпикурейства, которые предполагают высшим благом человеческой жизни блаженство и усладу. Вечная любовь и праздник, беззаботное времяпровождение на природе. Все, что касается негативных сторон жизни, выброшено прочь, вынесено за скобки. Старость, болезни, бедность, уродливость, смерть – всего этого как будто не существует для высших сословий Франции и Европы. Взрослые, дети, пожилые и молодые, мужчины и женщины стараются выглядеть одинаково молодо, носят парики, пользуются румянами. Представители «золотого сословия» изнежены, капризны, праздны, их жизнь не омрачена бытом и его заботами. В их поведении и облике – изящество и галантность. И это слово – галантность – так же отчетливо характеризует всю эпоху рококо. XVIII столетие Европы впоследствии так и назовут – «век париков, карет, треуголок и менуэтов».

Внешние проявления в архитектуре и искусстве. Распространение стиля

Названия стиля декорирования рокайль, который является «родителем» рококо, происходит от слова rocaille, что в переводе с французского – «ракушка» или «раковина». Это относится к способу украшения ракушками и камушками искусственных гротов и чаш фонтанов. Позже этот стиль перекочевал в оформление интерьеров – использовались многочисленные завитки, резьба, в целом похожие на форму и узоры раковин. Со временем эти узоры становились все более сложными и причудливыми, а цвета, использовавшиеся при этом, старались приблизить к естественным цветам раковин моллюсков.

Внутренняя отделка зданий отличалась от внешней классицистической строгости. Многочисленные ассиметричные узоры, резьба и лепнина, завитки и прочие украшательства находились в контрасте с фасадом. Однако это характерно для дворцов и усадьб, рококо, использовавшийся в отделке церквей, сочетает как внешнее, так и внутреннее убранство, создает ощущение изобилия и легкости. Архитектура рококо вообще не заботится о целесообразности формы и украшений. Каприз, произвол, асимметрия, игривость и расточительство – вот основные мотивы архитекторов этого стиля. Внутренняя отделка помещений изобилует лепниной, позолотой и резьбой. Орнаменты и их всевозможные узоры напоминают листву растений, в узорах используются театральные маски, щиты, цветочные гирлянды, гроздья винограда, раковины и т.д. Рококо порождает уютные и комфортные интерьеры, в которых появляются кушетки, с изысканными изгибами мягких спинок, кресла «кабриоль» с характерными витыми ножками, а на стенах – шелковые шпалеры. Изящество мебели выходит на новый уровень. Используются сложные затейливые украшения с асимметрией форм. В качестве декора так же распространены зеркала в резных позолоченных рамах, статуэтки, скульптуры, огромные люстры, бра и подсвечники из позолоченной бронзы. Пол покрыт узорным паркетом и коврами-гобеленами.

Скульптура в этом стиле отличается относительно небольшим многообразием. В основном получают распространение бюсты-портреты, небольшие скульптурные группы. Наиболее распространенный образ – купальщицы, нимфы и амуры, создающие впечатление беззаботности, легкости и любви. Появилась мода на украшение интерьера небольшими скульптурами или рельефами. Статуэтки выполнялись из мрамора, терракота и фарфора. Последние примечательны особым изяществом отделки и виртуозно воспроизведенными экзотическими мотивами. Одно из самых знаменитых имен на этом поприще Иоганн Иохим Кендлер, немецкий мастер фарфора, трудившийся на знаменитой немецкой фабрике фарфора в городе Мейсен. Он заложил большое количество стилистических и технологических приемов фарфорового моделирования и декора, оказавших впоследствии большое влияние на весь художественный и декоративный фарфор.

Стиль рококо получает широкое распространение благодаря французским мастерам – художникам и архитекторам, которые работают за пределами Франции и публикуют свои наработки. Наибольшую популярность стиль снискал в Германии и Австрии, где произошло его слияние с барокко, в Италии и Испании он также нашел признание, но не столь обширное. В Англии же рококо стал более значимым в сфере прикладных искусств. Его обширно применяли мастера-мебельщики, ювелиры и художники, такие как Хогарт и Гейнсборо.

Изобразительное искусство

Стиль рококо в живописи приобрел те черты галантности, легкости, беззаботности и легкомысленности, за которые так известен. По сути, именно в живописи они проявлены наиболее явно и создают присущее стилю настроение. Картины художников этого стиля создавались художниками в подчеркнуто светлых и даже блеклых тонах, преобладают серебристый, голубой, розовый и золотистый оттенки. Мастера чувствовали культуру цвета и тонкую легкость, которую передавали, строя композицию слитными декоративными пятнами.

Одним из основных тем для картин были пейзажи, мифология, «галантные» темы, быт аристократии, пасторальная (пастушеская) тематика, а также идеализированные портреты. Кроме того, очень часто на первый план выходит эротика, сочетающаяся с пасторальной и бытовой живописью. Сладострастие, соблазн и соблазнение как процесс становятся одними из главных настроений живописи. Именно это стало тем новым, что привнесло в искусство рококо и сделало его таким легкомысленным и притягательным. Художник Антуан Ватто, считающийся основоположником стиля в живописи, считал свои работы с изображенной наготой постыдными и завещал уничтожить некоторые из них. Эмоциональность, меланхоличность и эротизм его картин создают ощущение утонченности изображенных персонажей. Последователями Ватто станут

другие известные мастера этого стиля: Николя Ланкре, Жан Батист патер, Кийар и многие другие. Однако, наиболее известным станет мастер Франсуа Буше, ученик Лемуана Франсуа. Буше получит признание как маэстро эротизма, его излюбленными сюжетами станут любовные игры и праздность. Жак Оноре Фрагонар станет последним крупным мастером живописи рококо, а его основные жанры – портрет и пейзаж. Среди русских мастеров этого жанра известен Иван Аргунов, написавший знаменитый портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Одной из самых знаменитых картин этой эпохи является полотно Франсуа Буше «Мадам де Помпадур». В какой-то степени ее имя стало нарицательным для богатых праздных капризных девушек. На полотне она изображена похожей на хрупкую фарфоровую куклу – маленькие головка и кисти рук создают впечатление искусственности. Мадам де Помпадур была фавориткой короля Людовика XV и ее по праву можно считать своеобразной иконой стиля рококо, который даже так и будут называть в будущем – «стиль де Помпадур». Еще одним знаковым элементом станет пасторальная живопись, в которой тема блаженства и неги на лоне природы в идиллии пастушеской жизни и романтизированном сельском быту сочетается с эротизмом и галантностью.

Итог

Стиль рококо – это стиль изнеженной, капризной и праздной аристократии Европы начала XVIII века, проявившийся при изменениях в философии и вкусах жизни придворного сословия. Стиль становится как бы бегством от реальности с ее страданиями, старостью, смертью и бедностью. Вместо этого акцент ставится на настроении легкости, беззаботности, соблазна и флирта. Все это на самом деле ставит рококо в один ряд с современным «глянцевым» стилем, если даже не делает его предшественником глянца.

В магазине-салоне «Русская Антикварная Галерея» вы можете найти предметы искусства эпохи и стиля рококо на ваш вкус, от живописи и декоративно-прикладного искусства до мебели и осветительных приборов. А если у вас есть такие предметы, мы будем рады сотрудничеству с вами на взаимовыгодных условиях.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Копия с картины Ж.-Б. Грёза «Музыкант» Западная Европа, сер. XIX в.
Копия с картины Ж.-Б. Грёза «Музыкант» Западная Европа, сер. XIX в.
Картина «Галантная сцена» Западная Европа, XIX век
Картина «Галантная сцена» Западная Европа, XIX век
Две чайные пары с цветочным декором Россия(?), середина ХIХ века
Две чайные пары с цветочным декором Россия(?), середина ХIХ века
Горка витрина в стиле рококо Россия. Конец 19 века
Горка витрина в стиле рококо Россия. Конец 19 века
Лампа фарфоровая в барочном стиле Западная Европа. Вторая половина 19-го века
Лампа фарфоровая в барочном стиле Западная Европа. Вторая половина 19-го века
Парные бокалы с рокайльным декором Богемия, конец XIX- начало ХХ века
Парные бокалы с рокайльным декором Богемия, конец XIX- начало ХХ века