Неорусский стиль

Неорусский стиль или стиль национального романтизма — явление в русской культуре 1880-х — 1917 гг., основанное на возрождении традиций древнерусского зодчества и народных ремесел. Первые обращения художников и архитекторов к русской допетровской традиции относятся еще к середине XIX в. и лежат в общем русле ретроспективных стилей эпохи историзма, за основу взяты традиции древнерусского зодчества и искусства, а также элементы гротеска и европейского романтизма.. Одним из направлений в архитектуре России, первым проявлением модерна стал неорусский стиль, иное его название – псевдорусский.

Возникновение и становление

Поиски национального русского стиля были начаты в 1830-г годах, то есть в первой половине XIX в., и завершились официальным становлением неорусского стиля. В 1870-х годах ситуация резко поменялась, и неорусский стиль был переименован в псевдорусский, взаимосвязанный с демократической идеологией, направленной против феодализма.

Появление неорусского стиля связывают с повышенным интересом европейцев к национальной архитектуре, он являет собой трактование и имитацию русского архитектурного наследия. Неорусский стиль включает в себя элементы модернистского и романтического стиля в архитектуре XIX века.

Знаменитые исследователи древнерусской архитектуры приложили немало усилий и трудов, в результате добившись того, что псевдорусский стиль был официально утвержден в середине XIX в. Становление нового направления способствовало расширению международных связей России, принятию активного участия в международных торгах и показательных выставках, на которые стремились попасть многие страны с целью отражения собственных национальных черт. Неорусский стиль был выгоден для России с точки зрения соблюдения грядущей тенденции. Русские павильоны были настолько разряженными и привлекающими внимание своим убранством, что невозможно было пройти мимо.

Тенденциозность неорусского стиля заполонила не только внутреннее убранство домов, но и массовое градостроительство. Началась масштабная стройка малых домов и гигантских замков, представленных в псевдорусском стиле.

Качественный скачок в развитии неорусского стиля происходит в начале 1880-х гг. с возникновением абрамцевского кружка в имении С.И. Морозова и деятельностью таких выдающихся русских художников, как В. Васнецов, М. Врубель, Е. Поленова и ее брата В. Поленова, которые инспирировали создание гончарной и столярной мастерских для комплексного оформления внешнего и внутреннего решения убранства доходных домов и особняков. В основе создания предметов в неорусском стиле лежало глубокое изучение подлинных предметов быта русского крестьянства, образцов архитектуры домонгольского периода и художественная интерпретация изученного. Так появился весь комплекс построек и оформление в неорусском стиле в с. Абрамцево. Около 20 лет кружок в Абрамцево активно развивался, демонстрировал свои изделия на художественно-промышленных выставках, являясь образцом неорусского стиля для других кустарных производств. В 1900 г. возникает творческое объединение в с. Талашкино, принадлежавшем княгине М.К. Тенишевой, которая приглашает к сотрудничеству М. Врубеля, Н. Давыдову, С. Малютина, А. Головина, К. Коровина, Н. Рериха. Для талашкинских изделий характерен больший спектр художественных заимствований – скандинавское искусство викингов, языческие славянские культуры, скифское искусство, западноевропейское средневековье, фольклор и выраженное авторское начало. В начале 1900-х гг. были реализованы такие программные сооружения в неорусском стиле, как доходный дом Перцовых у храма Христа Спасителя, ц. Спаса Нерукотворного в п. Клязьма. Ближе к середине 1900-х гг. многие художники-прикладники разрабатывали эскизы более функциональных и простых в изготовлении предметов с простым геометрическим силуэтом, напоминавшим произведения Ольбриха и Макинтоша. В 1910 г. при Московском Кустарном музее был открыт Музей образцов, в котором можно было заказать понравившийся образец мебели в неорусском стиле к повтору. Большое количество мебели, декоративно-прикладных предметов, керамики Абрамцево и Талашкино тиражировалось в кустарных мастерских, среди наиболее известных стоит отметить мастерские Московского Кустарного музея, Хотькова, Сергиева Посада, кусты Нижегородской губернии, московский керамико-художественный завод «Абрамцево», кустарные мастерские Московского земства, мастерские при Строгановском художественно-промышленном училище и др

Характерные особенности

Неорусское направление, частично принадлежащее модерну и псевдорусскому течению, имеет индивидуальные особенности, выделяющие его в отдельный стиль. Основные отличия от модерна:

· маскировка внутренней части строения;

· практическое назначение, с нестандартным, несколько причудливым оформлением;

· использование произвольных вариаций с целью истинной передачи древнерусского духа.

Неорусский стиль в деталях отражает традиции народного зодчества, его отличает ряд таких особенностей:

· Главный ориентир – народное творчество, лежащее в корне развития культуры современности. Устаревшие традиции совместно с новым веянием, именуемым, как модерн, позволило отворить новые грани и возможности, стало демонстрацией самобытности народа и его представителей.

· Применение обобщенных устойчивых мотивов, отказ от подражания путем использования главных принципов формообразования и объема.

· Устойчивая связь с религиозным и философским учением, в корне которого – теоретические знания, допускающие возможность объединения народа и интеллигенции, здесь решающая роль отведена православной вере.

· Сочетание полноценной «архитектурной» массы с конкретно обозначенными деталями. Полученный баланс, на первый взгляд, несочетаемых элементов, обеспечивает архитектуре благоприятное эмоциональное восприятие.

Известные представители неорусского стиля

Выдающимися представителями исторического наследия русской культуры, на которых запечатлен неорусский стиль, являются такие неповторимые архитектурные строения:

· Государственный исторический музей в г. Москве.

· Московская госдума.

· Храм-памятник на Куликовом поле, ставший символом одержанной победы над нашествием монголо-татар, созданный известным архитектором Алексеем Щусевым. Мастера вдохновило архитектурное наследие старорусских городов Новгорода и Пскова.

· Казанский вокзал, Марфо-Мариинская обитель милосердия (женский монастырь в Москве) – сооружения, созданные руками того же мастера Алексея Щусева.

· Здание Ссудной казны, построенное в 1916 г., создал архитектор Владимир Покровский.

· Ряд памятных сооружений в Москве, созданные руками зодчего Сергея Малютина.

· Храм Димитрия Солунского, создатель – Александр Померанцев. Фасад Третьяковской галереи также был спроектирован талантливым архитектором.

Героями неорусского стиля в изобразительном искусстве и рекламе были краснощекие барышни и былинные богатыри. Для художников источниками вдохновения были узоры народных вышивок, кружевное украшение оконных и дверных наличников, живописная роспись на прялках, подносах и прочих изделиях.

Наиболее яркими представителями неорусского стиля стали такие известные живописцы:

· Иван Билибин – русский художник и график, создатель картин и ярких иллюстраций к сказкам и былинам. Бешеную популярность приобрела работа Ивана Билибина, сделанная по заказу ОАО Пиво-медоваренного завода «Новая Бавария» в 1903 г.

· Виктор Васнецов – русский художник и живописец, основоположник «неорусского стиля», мастер бытовой и исторической живописи, отражающий на своих холстах красоту архитектуры Древней Руси. Широко известные работы В. Васнецова, написанные в неорусском стиле, – «Три богатыря», «Аленушка». Их тираж составил более 1 млн экземпляров.

· Борис Кустодиев – еще один представитель неорусского стиля, называемый не иначе как «богатырь живописи». В 1905 г. им построена мастерская в неорусском стиле «Терем». Известные работы художника – «Ярмарка» (1906 г.), «Праздник в деревне» (1907 г.).

· Сергей Ягужинский – русский художник декоративно-прикладного искусства, ярый приверженец неорусского стиля. Выполнил иллюстрацию в память 300-летия царствования Дома Романовых 23 февраля 1913 г. На карточке в полный рост изображены основатель рода Михаил Федорович Романов и в ту пору правящий император Николай II.

Интерьер в неорусском стиле

В интерьере, опирающемся на неорусский стиль, фантазии архитекторов есть где разгуляться, здесь можно воплощать на практике собственное представление об искусстве Древней Руси. Для основоположника модернового стиля характерна мозаика, двускатная крыша, скульптуры героев сказок и былин.

Осветительные приборы, такие как потолочные люстры, начали использоваться только в 18 веке, поэтому основным элементом освещения жилого пространства она не является. Главное средство освещения – свечи и их искусные аналоги.

Не менее важной деталью прошлых лет являются резные наличники для окон и дверей. Его использовали в качестве декоративного элемента, снаружи украшающего фасад либо окон и зеркал внутри дома. Наличники были обрамлены боковыми колонками, навершие в виде крыши терема.

Что касается древнерусской мебели, она была нескольких видов: каркасная и конструктивная. Ставили ее вдоль стен, чтобы она не мешала свободно перемещаться по комнате. Русская мебель выполняла больше практичную роль, нежели эстетичную. Предметы интерьера, представленные в неорусском стиле, это: массивные скамьи взамен мягких диванов, устойчивый стол, громоздкий шкаф, небольшой диван и кресло. Стулья имели обычную форму, отличались некоторой массивностью.

В традиционной избе стояла массивная широкая лавка, предназначенная для отдыха. Для украшения и придания мебели эстетичного вида использовалась узорчатая резьба и фурнитура.

Среди предметов неорусского декора обязательно были сундуки и шкатулки. Они были скреплены полосами из железа и декорированы резьбой. В начале 20-го века сундуки и шкатулки утратили былую ценность, перестав выполнять свою функциональную роль.

Как оформить свой дом?

Следуя неорусскому стилю при оформлении загородного дома или квартиры, следует отказаться от классических форм фасадов. Ранее делались массивные и громоздкие фасады, в процессе проектирования была учтена каждая деталь.

При оформлении стен и потолка учитывали одну особенность: украшали поверхность византийским орнаментом. Это позволяло придать помещению атмосферу прошлой эпохи. Нижняя часть стены облицовывалась деревянными панелями или досками, порой натуральные материалы заменяли искусственными, также имитирующими дерево.

Оформляя жилую комнату или гостиную, использовали как можно больше предметов из дерева – это было главное условие неорусского стиля. Сюда же хорошо вписывалась мебель с элементами грубой ковки, она выглядела достойно и богато. Для дополнения интерьера использовались арки, по углам ставились скульптуры, изображавшие древних богов либо мужчин и женщин, живших в прошлой эпохе.

Купить предметы в неорусском стиле

Интернет-магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает широкий выбор мебели, керамических изделий и картин в неорусском стиле. Каждому покупателю предоставляется

хорошая возможность украсить интерьер собственного дома или квартиры оригинальным и изысканным декором, исполненным в мастерских Абрамцево, Талашкино и на других кустарных производствах начала XX века.

Воспользуйтесь нашим каталогом, выберите подходящий предмет или картину соответствующего формата, и уже через несколько дней мы доставим вам товар на дом. Вы убедитесь, что в интернет-магазине «Русская Антикварная Галерея» удастся найти лучшее решение для оформления вашей комнаты, а также подобрать весьма оригинальный подарок на любой праздник.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Скульптурная композиция «Крестьянин, пьющий воду из ковша» Россия, Тверская фабрика М.С.Кузнецова, 1880-1889 годы
Скульптурная композиция «Крестьянин, пьющий воду из ковша» Россия, Тверская фабрика М.С.Кузнецова, 1880-1889 годы