Классицизм

Классицизм уверенно заявил о себе в эпоху расцвета живописного искусства в Европе XVII в. И был на пике популярности вплоть до начала XIX в. Отличительной особенностью направления последователей этого стиля стало обращение в своем творчестве к античным формам, как к идеальному художественному эталону. Классицисты чтили идею логики и упорядочения мироздания и верили в безграничность человеческой мудрости. Классицизм был призван развивать общественные нравы и просвещать общество.

История возникновения

Название «классицизм» произошло от латинского слова classicus, что значит «образцовый». Направление сформировалось во Франции, в период расцвета монархического строя. И спустя некоторое время успешно завоевало Британию, Америку, Испанию, Нидерланды, Германию. В то же время классицизм приходит и в Россию. В нашей стране направление стало популярным в период европеизации, при правлении Екатерины II – почитательницы французского стиля.

В эпоху расцвета классицизма искусство Древнего Рима и Греции было представлено эталоном, идеальным образчиком гармонии. Достичь заявленного совершенства можно было, лишь руководствуясь человеческим разумом.

Произведения художников-классицистов выстраивались в соответствии со строгими правилами, преследовавшими познание истинных ценностей и воспитание по канонам нравственности и морали. Когда человек мог пожертвовать личными интересами во благо гражданского долга и высших идеалов.

Иерархия жанров

Классицизм сформировал строгую и жесткую жанровую градацию, где определенный стиль находится на своей позиции, а их смешение относилось к бездарственности.

Живопись

К высокому жанру эксперты относят историческую живопись – она очень высоко ценится. К ней относились работы, описывающие мифологию, историю, а сюжет был основан на высоких моральных ценностях. К жанру низкому принадлежали картины, созданные на бытовую повседневную тематику: натюрморты, пейзажи и портреты.

К наиболее известным художникам, творившим в этом направлении, относятся произведения:

· Лебрена Энгре;

· Клода Лоррена;

· Жак-Луи Давида;

· Никола Пуссена;

· Карла Брюллова;

· Жана Огюст-Доминика Энгра.

В живописи классицизма отмечается строгая сдержанность сюжетов. Главными элементами формы становится светотень и четкость линий. Выраженный цвет направлен на подчеркивание пластики всех предметов. Работы подвержены строгому подразделению пространственного плана.

Литература

Высокими жанрами направления в литературных произведениях являлись эпопеи, оды и трагедии, созданные по основам религиозно-мифологических сюжетных линий. К низкому относились басни, сатирические и комедийные произведения. Но независимо от градации, стилистика, относящаяся к «низкой», также успешно развивалась и была популярной. К примеру, легендарные комедии Мольера и всемирно известные басни Лафонтена.

Яркие приверженцы стиля классицизм – Михали Ломоносов и французский поэт Никола Буало разрабатывали строгие правила написания стихов, внедряя точный стиль и патетику. В стиле классицизма создавали свои творения и иные известные авторы: Михаил Державин, Сэмюэл Джонсон, Франсуа Мари-Аруэ (Вольтер), Александр Сумароков, Иван Хемницер.

Театр

Не обошел классицизм и театральные закулисья. На театральных подмостках модными веяниями стало правило единения действа и времени, заимствованное у древнегреческих мастеров. Например, пьеса обязана была повествовать только об одном событии (конфликте), происходящем в течение дня в определенном месте. Именно в духе строгого классицизма творили Расин, Корнель и Мольер.

В театре главной целью творчества в духе классицизма становятся поучения, рожденные на конфликте чувств/эмоций и долга.

Архитектура

Новый стиль появился в архитектуре после заката барокко. Основные правила обновленного направления были сформированы именитым мастером из Венеции Андреа Палладио. Архитектурные произведения эпохи классицизма обладают следующими узнаваемыми признаками:

· античный монументализм;

· логика в четкости всех форм;

· сдержанность в декоре и минимум украшений.

Архитектурный классицизм часто менялся, принимая разнообразные формы. Но незыблемой частью этого стиля оставалась строгость форм и соответствие установленным канонам монументализма. Практически весь старинный Санкт-Петербург можно отнести к памятнику классицизма – здания того времени были выстроены именно с учетом данных правил. Большинство исторических построек Москвы, Нижнего Новгорода и Ярославля также выполнены в этом стиле.

К известным творцам, последователям классицизма, относятся такие деятели, как:

Скульпторы:

· Федот Шубин;

· Антонио Канова;

· Борис Орловский;

· Михаил Козловский;

· Бертель Торвальдсен.

Архитекторы:

· Карл Росси;

· Клод Перро;

· Андре Ленотр;

· Кристофер Рен;

· Матвей Казаков;

· Чарльз Камерон;

· Василий Баженов;

· Джакомо Кваренги;

· Жак-Жермен Суффло;

· Джованни Батиста Пиранези.

При господстве классицизма большую популярность приобрели памятники, олицетворявшие мудрость представителей власти и солдатскую отвагу. Причем при их создании активно использовались образы старинных богов античности. Модным стал и заказ надгробий данной стилистики. Памятники для усопших были выдержаны в неспешном и умиротворяющем, выдержанном стиле.

В музыке направление классицизма соотносят с такими легендарными именами, как Гайдн, Бетховен и Моцарт. Великие музыканты определили будущее музыкального искусства этой эпохи.

Периоды классицизма

В своем многолетнем совершенствовании такой стиль прошел через три обширных периода. Их можно определить таким образом:

1. Ранний. Период продолжался в 1760-1780 гг. Это был расцвет классицизма, принятие и освоение нового направления. И выявление основных черт направления.

2. Средний. Период еще называют «строгим», длился он в 1780-1790 гг. Стиль продолжал развиваться и укореняться. В это время он был описан и систематизирован. Большинство знаменитых архитектурных, скульптурных и живописных произведений были созданы именно в это время.

3. Поздний («высокий»). Продолжался в период 1800-1830 гг. Высокий классицизм также известнее экспертам и ценителям искусства под названием «Ампир».

Современный классицизм

Идеи эры классицизма успешно применяли и в деталях современного интерьера с сохранением всех присущих признаков. Главными чертами становятся изящная мебель, изготовленная из древесины, лепнина, величественные колонны, паркет, драпировка из натуральной ткани с цветочными смягченными мотивами. Украшений используется немного, но все они несут присущее

благородство, гармоничность, точность пропорций и высокий вкус. Классицизм отслеживается и в массивных светильниках, художественных картинах и больших зеркалах строгой формы.

Современный стиль классицизма характеризует владельца помещения, как человека респектабельного, с высоким уровнем достатка и отличным вкусом.

Неоклассицизм

В архитектуре классицизм постепенно сменился новым направлением – неоклассицизмом. Основными чертами обновленного стиля становятся удачное соединение нескольких периодов, объединяющих античную культуру, направление барокко (в живописи) и маньеризм периода Возрождения.

Сентиментализм

На границе XVIII-XIX вв. возникло еще одно направление, идущее корнями от классицизма – сентиментализм. Его можно охарактеризовать, как некий антитезис строгости и рациональности, присущих основному стилю. Если главными чертами классицизма становится героизм, долг, то сентиментализм обращен скорее не к разуму, а к эмоциональности.

Для него характерными становятся выраженная чувственность персонажей и отказ от пафосности. Логика уже не становится главным условием, смягчается строгость границ стиля. А все элементы античности, используемые в сентиментализме, подаются зрителям без присущей пафосности и педантизма.

Романтизм

Еще одно направление, рожденное классицизмом, которое пришло на смену сентиментализму. Этот стиль ярко отличался от всех предыдущих и по своей сути стал бунтарским, направленным на разрушение канонов строгой гармонии.

Приобрести предметы интерьера и живопись в стиле классицизм

Но мода на строгий и выверенный классицизм не ушла полностью. Например, искусство в России окончания XIX века эксперты относят к преобладающей гамме неоклассицизма. А архитекторы активно использовали главенствующие черты классицизма в своих произведениях до середины прошлого столетия. Пополнить свою коллекцию и украсить домашний интерьер элементами легендарного направления поможет салон «Русская Антикварная Галерея».

В каталоге нашего интернет-магазина любой желающий приобщиться к гениальным произведениям людей искусства того периода, может подобрать себе:

· мебель;

· картины;

· предметы интерьера;

· светильники и лампы;

· фарфоровые статуэтки;

· изделия из бронзы и стекла.

Эти предметы интерьера станут превосходным украшением современного интерьера и принесут нотки ностальгии по временам, когда гармония и нравственность стояли на главном месте. При необходимости любой потенциальный покупатель может получить развернутую и подробную консультацию от опытных менеджеров салона-галереи. Поиск подходящего предмета искусства в стиле классицизма можно осуществить и самостоятельно – специально в этих целях на нашем портале разработана удобная система поиска, а доставку возможно заказать на дом, через онлайн-форму.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Гравюра «Эсфирь, упрекающая Амана» Франция, изд. Bulla freres, 1860
Гравюра «Эсфирь, упрекающая Амана» Франция, изд. Bulla freres, 1860
Гравюра «Весна» Западная Европа. Вторая половина 19 века
Гравюра «Весна» Западная Европа. Вторая половина 19 века
Ваза-подача для фруктов. ИСЗ Россия, Санкт-Петербург, 1840-1850-е годы
Ваза-подача для фруктов. ИСЗ Россия, Санкт-Петербург, 1840-1850-е годы
Парные декоративные скульптуры «Львы» Россия, вторая половина ХIХ века
Парные декоративные скульптуры «Львы» Россия, вторая половина ХIХ века
Ваза «Античные мифы» Россия, конец XIX- начало ХХ века
Курительница в стиле классицизм Франция, вторая половина XVIII века
Курительница в стиле классицизм Франция, вторая половина XVIII века
Чайно-кофейный сервиз из четырёх предметов Западная Европа, вторая половина 20 века
Тумба наборного дерева с бронзовыми накладками Западная Европа. Франция. Конец 19 века
Тумба наборного дерева с бронзовыми накладками Западная Европа. Франция. Конец 19 века