Кинетическое искусство

Кинетическое искусство — (от греческого Kineticos – “приводящий в движение”) – течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы. Под динамикой объекта понимается не просто его физическое перемещение, а любое его изменение, трансформация, словом, любая форма “жизни” произведения, в то время как его созерцает зритель. Всем известное выражение философа Фридриха Шеллинга, что «архитектура – это застывшая музыка», потеряло свой фундаментальный, неоспоримый смысл к середине XX столетия. Художники того периода стали все больше тяготеть к необычной архитектуре – кинетической скульптуре. Новые гениальные задумки было уже сложно отнести к прекрасной «застывшим» нотам. Элементы кинетических скульптур взаимодействуют, перемещаясь по замысловатым, причудливыми траекториям, создавая «музыку ожившую», завораживающую и увлекающую зрителя.

История создания

Предшественниками уникального стиля эксперты считают импрессионистов – художников-бунтовщиков, восставших против стабильной классики и отказавшихся от привычных изображений. Революционные художники активно исследовали эффект пространства и движения в картинах:

· естественность поз людей;

· переливы цветовой гаммы;

· дрожание воздушных масс.

Основоположниками кинетического искусства явились Эдгар Дега и Клод Моне. Именно в их работах отслеживаются первые предпосылки кинетики в живописи.

Кинетическое искусство – инновационное направление, созданное в прошлом столетии. Этот стиль стал революционным, изменившим стандартные застывшие формы живописи и скульптуры. Объекты нового стиля разрешили произведениям двигаться во время наблюдения за ними зрителя. Кинетическое искусство смогло разрушить привычный стереотип и открыть новую эпоху – ту, где произведения искусства могут звучать, двигаться и даже полностью разрушать себя.

Первооткрыватели

Продолжили изучать эффект движения и представители других направлений: дадаисты, конструктивисты и сюрреалисты. К первой работе, ставшей протокинетической, эксперты относят создание Наума Габо под названием «Стоящая волна» (1918-1919 гг.). Произведение представляло собой закрепленную пластинку из железа, приводимую в активность маленьким моторчиком. Форма, вращаясь по оси, рождала трехмерный визуальный эффект.

Однако многие знатоки записывают в «отцы» кинетизма и французского художника, известного шахматиста и теоретика искусств Марселя Дюшана. В частности, его знаменитое «Велосипедное колесо» (1913 г.). Скульптура представляла собой стандартное колесо от велосипеда, укрепленное на табурете. Дюшан впервые разработал и оригинальную электрооптическую машинку – «Вращающиеся диски из стекла» (1920 г.) и другое знаменитое произведение «Вращающаяся полусфера» (1925 г.).

К основоположникам нового веяния относят и иных мастеров:

1. Ласло-Мохой-Надя: «Световой модулятор» (1934 г.).

2. Николя Шоффера: знаменитые кинетические города.

3. Александра Колдера: ряд необычных подвесных проектов из проволоки.

Отличие кинетизма от оп-арта

Оп-арт – направление в искусстве, базируемое на создании визуальных иллюзий. Первые произведения стиля оп-арт принадлежат второй половине XIX в. Впервые о нем заговорили после представления на оценку зрителей произведений профессора из Германии Томпсона. Ученый при помощи черно-белых концентрических окружностей создавал у зрителей оптический эффект с иллюзорным движением.

Основа оп-арта – геометрическая абстракция модернисткой традиции. А так как оптические эффекты рождают ощущение движения, то оп-арт является одной из составляющих кинетического искусства.

Главным вдохновителем и приверженцем оп-арта является график и скульптор Виктор Вазарели (Франция). Но оба эти термина: «кинетическое искусство» и «оп-арт» приживались долго. Они вошли в обиход деятелей искусства, критиков и простых почитателей лишь после 60-ых годов прошлого века. Хотя еще в 20-ые годы XX в. Наум Габо обсуждал в описаниях особую «кинетическую ритмику».

Мода на кинетическое искусство

Все активно заговорили о новом веянии после успешно проведенной в Париже выставки «Движение» (1955 г.). Именно тогда кинетизм заслуженно получает официальное обоснование и даже обзаводится личным манифестом. Участниками выставки стали ведущие художники – создатели и творцы кинетизма:

1. Поль Бюри (Бельгия).

2. Яков Адам (Израиль).

3. Жан Тенгли (Швейцария).

4. Хесус Рафаэль Сото (Венесуэла).

Хозяйка парижской художественной галереи называет их «Великими четырьмя мушкетерами». Еще один художник, принимающий участие в инновационной выставке – Виктор Вазарели, придумывает манифест. Текст используют для буклета и распечатывают на бумаге желтого цвета. Этот документ впоследствии войдет в историю под названием «Желтый Манифест».

Выставка «Движение» имела бешеный успех и произвела настоящий фурор, как у обычных зрителей, так и у ведущих критиков. Все работы, представленные там, отличались яркостью, впечатляющими задумками. Они стали необычными и запоминающимися. Зрители были покорены как громоздкими созданиями Жана Тенгли, так и воздушными иллюзорными формами, созданными Вазарели.

Кинетическое искусство в СССР

В закрытой от мира стране кинетическое искусство не просто было, но и активно развивалось. Стоит вспомнить легендарный филь Колейчука «Кин-дза-дза» и его знаменитые гравицапы. Вячеслав Колейчук создал и иные, не менее оригинальные кинетические композиции. Но первые идеи кинетизма в СССР нашли воплощения в работах русского художника, дизайнера и графика

Владимира Татлина. Опыт Татлина с контррельефами помог ему проектировать абстракцию из простых, подручных материалов.

Первой в СССР скульптурой кинетизма стало создание Татлина «Памятник III Интернационала» (1920 г.).

Развитием искусства и созданием эффектов кинетизма успешно занималась группа «Движение», в состав которой входило более 30 участников. Основателем группы стал Лев Нусберг. Главным смыслом направления работы художников-кинетистов стало трактовка движения, как общего изменения, развития и взаимопроникновения всего, что может двигаться, затрагивая биологический и эстетический смысл.

Современное кинетическое искусство

Период забвения. Кинетизм буквально за 10-12 лет преодолел путь от инновационного авангардного течения до общепризнанного успешного направления искусства. Проводимые выставки («Отзывчивый глаз», «Движение-2») стали настоящими блокбастерами искусства, но критики единодушно сошлись во мнении, что это направление уже поднадоело и предрекали к 70-ым годам прошлого столетия полное забвение кинетизма.

Второй расцвет. Но кинетизм не умер, а нашел свою вторую жизнь. Он растворился в мире современного дизайна, уличного оформления и рекламы. Популярными стали знаменитые модули Колдера – ими охотно украшали детские комнаты, спальни и гостиные. Именно такой мобиль можно увидеть в знаменитом российском фильме «Служебный роман» у Самохвалова – одного из героев картины.

Кинетизм XXI века

Осенью 2013 г. в Америке в музее MIT была проведена грандиозная выставка «5 000 движущихся частей», посвященная кинетизму. Зрителям были показанные работы ведущих деятелей этого направления: Такиса, Артура Гэнсона, Рафаэля Лозано-Еммера, Энн Лилли, Джона Дугласа-Пауэрса и иных современных художников-кинетиков. Наиболее известными творцами современного кинетизма являются:

1. Тео Янсен. Скульптор и художник из Нидерландов. Янсен возводит огромные массивные сооружения, напоминающие скелетированных животных. И его конструкции под воздействием ветра могут перемещаться. Обладающие пропеллерами, крыльями и парусами, удивительные кинетические создания живут волшебной жизнью на песчаном побережье страны.

2. Энтони Хоу. Американский скульптор, использующий для оживления своих творений силу ветра. Его конструкции напоминают научное оборудование фантастических фильмов, завораживающих и гипнотизирующих.

Уникальные графические элементы, мистические зеркальные лабиринты, звуковые и световые шоу – такие вещи, представляющие кинетизм, теперь можно встретить практически во всех направлениях рекламы и дизайна. Современное художественное творчество уже не укладывается в обычные холсты, краски и кисточки. Это уникальные композиции с использованием механизмов, визуально-оптических эффектов, звуков и игры света.

Приобрести предмет интерьера кинетического искусства

Интерьерные объекты в стиле кинетизма – модное направление современного дизайна. Уникальные дизайнерские замыслы могут не просто полностью изменить стилистику дома, но и дополнить его оригинальными нюансами, подарив жизнь, движение стандартному статичному пространству. Использование современных текстур, абстрактных и геометрических форм, уникальных орнаментов и изящных принтов рождает особенную эстетическую атмосферу.

И познакомиться с ней, а также подобрать подходящий аксессуар для дома можно в салоне «Русская Антикварная Галерея». Опытные сотрудники – консультанты магазина охотно расскажут об истории той или иной вещи, а также помогут с оптимальным выбором, учитывая пристрастия и желания заказчика. К достоинствам работы с нашим онлайн-магазином можно отнести:

· доступную ценовую политику;

· внимательный лояльный подход к клиентам;

· выгодные условия покупки заинтересовавшей вещи;

· удобство в ее получении: можно заказать доставку на дом.

Наш каталог регулярно обновляется. На суд заказчиков выставляются все новые произведения этого вида искусства. В нашем салоне представлены работы стиля кинетизм как зарубежных, так и российских авторов. А используя удобную систему поиска, любой покупатель может без труда подобрать для себя именно тот объект искусства, в котором он заинтересован.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Кентавр» СССР 1990-е годы
Картина «Кентавр» СССР 1990-е годы
Акварель «Гнездо» СССР 1990-е годы
Акварель «Гнездо» СССР 1990-е годы