Директории

Стиль Директории — историко-региональный художественный стиль в искусстве Франции конца XVIII века названный по короткому периоду правления Директории (1795—1799). В истории Франции — время между смутой революции, гражданской войны и становлением империи Наполеона Бонапарта. Этому стилю предшествуют Неоклассицизм и эпоха Просвещения, а сменяют его стили Консульства и Ампира. Стиль Директории представляет собой все тот же французский Неоклассицизм, только более строгий. Жизненные обстоятельства не способствовали созданию большого художественного стиля. Тем не менее в эти годы появляются новые тенденции и мотивы. Умеренность и простота, свойственные Классицизму эпохи Просвещения, принимают нормативный характер. На фоне белых и серых стен интерьеров, чистых плоскостей ослабленных, нейтральных цветов с линейным обрамлением довольно необычно выглядели элементы орнамента Древнего Рима. Мебель фирмы Жакоб становилась еще проще. Входила в моду полосатая обивка мебели и стен — штоф. Все эти элементы развивались далее в стиле Ампир.

Одним из самых интересных явлений в дизайне мебели является стиль, носящий название директория. Это слово происходит от названия Директории – периода правления во Франции конца XVIII века, которое продлилось недолго, всего 4 года, но стало важным периодом между Великой французской революцией, последовавшей за ней гражданской войной и правлением Наполеона Бонапарта.

Что касается искусства, то в период Директории возобладала ненависть ко всему, что было связан с прошлым, с революцией и ее кошмарами. Это сказалось на художниках и декораторах – они стали заново переизобретать искусство и дизайн, в том числе и дизайн мебели. Но, для того чтобы изобрести что-то, нужен какой-то базис, и этим базисом стал стиль так ненавистных королей Людовиков, выражавшийся в подражании античной культуре. Изобретенные «античные» и «этруские» стили усилили влияние античности, появился своеобразный неоклассический стиль. Он выражался в строгости форм, отходу от роскошеств и излишних украшений, но при этом сохранил изящество. В итоге директория станет переходным периодом между стилями короля Людовика XVI и ампиром, и углубится в античную эстетику. Стиль отобразится в одежде, когда у мужчин появится сюртук с высоким воротником, галстук-жабо, у женщин – порой даже прозрачное платье-туника на греческий манер. В изобразительном искусстве его особенности изобразят художники Ж. Давид, Ж.А. Гудон и другие. Но для нас самым примечательным будут изменения в дизайне интерьера, а в частности – в стиле изготовления мебели.

Директория – это строгость, аскетизм, и где-то даже суровость, но вместе с тем – изящество форм и очертаний. Нормой становится все простое и умеренное. В интерьере используются белые и серые цвета для стен, линейное обрамление, чистые нейтральные цвета. Вместе с тем – используются оформление, более специфичное для Древнего Рима. Это связано с тем, что концепция простоты, строгости и равновесия во всем не отменяет желания эстетической красоты убранства. Декорирование практически не используется, сведено к минимуму, интерьеры теперь по-спартански просты. Впрочем, иногда декор используется и даже гипертрофирован, мастера экспериментируют с формами и цветами, получая в результате совершенно фантастические результаты. Такое разделение связано с расколом в стане мебельных мастеров – одних тянет к прежнему, более мягкому и украшенному, других – к простому и суровому.

Интерьер директория

В отделке пространств начинают использоваться обои вместо драпировки. В текстиле становится популярным сатин, который сменяет излишне вычурный шелк, орнаменты и цвет становятся более сдержанными, используются темы Египта, Рима. Для редкого декорирования также используется символика войны, доставшаяся от воинственного настроения Революции. Часто можно встретить такие символы, как скрещенное оружие (топоры, пики), кокарды, шлемы, щиты, сфинксы, фавны, грифоны, лебеди, дубовые ветви, военные трофеи, скрижали закона. Очень часто они заключены в ромбы, овалы или шестиугольники. Фасады теперь умеренны и это становится нормой, многие интерьеры изысканны, но удивительно просты. Если используются колонны, то они гладкие, без использования каннелюров – желобчатых дорожек вдоль поверхности.

Мебель директория

Мебель в стиле директории становится скромной, рациональной и практичной. Она изготавливается в двух видах – бытовая, сделанная из бука, белого, серого или зеленого цвета, с декором из синих, зеленых или золотистых полос – и более дорогая, изготовленная из красного

дерева, лимонного дерева, каштана, украшенная тонкой резьбой. Эта мебель изящна, изобретательна и проста. В ней нет тяжеловесности, присущей ампиру, но она стильная и тематически единая. Бронзовые накладки, маркетри и интарсия, а также все бесполезные предметы декора устраняются. Наибольшее распространение получают шкафы и комоды, а также книжные шкафы и секретеры, которые имеют простые формы. Кровати лишаются модных ранее драпировок и занавесок, все становится открыто и упрощено, а в помещении кровать смещают из центра комнаты к стене. В формах мебели главенствуют прямые линии, а изгибы плавные и простые. Начинает использоваться характерный S-образный изгиб спинок и подлокотников у диванов и кресел. Для декорирования зачастую используется прием, называемый «штоф» — полосы на обивке. В креслах стиля директория применяются слегка изгибающиеся точеные или рубленые, иногда сужающиеся ножки. Верхняя часть спинок часто изгибается назад или внутрь, подлокотники имеют форму, близкую к прямоугольной. Стулья же еще более легкие, спинки мягкие и ажурные, имитирующие предметы мебели античных образцов. Шкафы и спинки кроватей завершаются с помощью фронтонов. Обивка мебели – сукно, чаще всего штоф или однотонное, в более дорогих экземплярах применяется шелк или кожа вместо сукна. В этот период применяется инновация – покрытие мебели лаком. Он используется разных цветов, часто применяется оранжевый, фиолетовый, черный.

Одни из самых известных мебельных мастеров этой эпохи – братья Жакоб. Их творения строгие и вместе с тем – изящные, содержат гармонично вписывающийся орнамент в виде морских чудовищ грифонов и лебедей. На территории России этот стиль перенял мастер А.Н. Воронихин, мебель такого исполнения даже называли «жакоб» или «павловская мебель».

Купить предметы интерьера в стиле директории

Стиль директории относят к одной из ветвей французского классицизма. У нас за счет своей строгости он часто ассоциируется с различной официальной обстановкой, например, библиотеками и приемными. Несмотря на свое недолгое существование, стиль оставил свое влияние и привел к появлению других важных направлений в мебельном дизайне, например, канапе и меридиенн. После прихода к власти Наполеона, простую и функциональную директорию сменит массивный и вычурный ампир.

В коллекции «Русской Антикварной Галереи» вы найдете подлинную мебель в стиле директории, чудом уцелевшую до наших дней. Кроме того, мы рады будем сотрудничеству с другими владельцами такой мебели и готовы выкупить ее у вас на взаимовыгодных условиях.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Столик красного дерева в стиле директории Западная Европа, первая четверть 20 века
Столик красного дерева в стиле директории Западная Европа, первая четверть 20 века
Кресло красного дерева в стиле директории Западная Европа, конец 19 века
Кресло красного дерева в стиле директории Западная Европа, конец 19 века
Гостиный гарнитур в стиле директории Западная Европа. Конец 19 века
Гостиный гарнитур в стиле директории Западная Европа. Конец 19 века