Мастера прикладного искусства нечасто упоминаются в истории. В идеале до людей доходят лишь определенные имена и наиболее значимые моменты, взятые из биографии творческой личности, и Андре-Шарль Буль – знаменитый французский мебельщик того времени, не является исключением. Однако, сравнивая Буля с остальными мастерами, его имя приобрело нарицательное значение, а мебель, изготовленная в одноименном стиле, по сей день выставлена на продажу во многих крупных магазинах.

Биографические данные из жизни мастера

Андре-Шарль Буль (1642–1732) – потомственный мебельщик. Его отец Жан Буль, державший магазин в небольшом немецком городке Гельдерне, впоследствии переехал во Францию. Андре был не единственным мальчиком в семье, у него имелись братья, которые не пожелали продолжать дело отца. Спустя много лет по всей Франции об Андре-Шарль Буле уже ходила слава, как о великом мастере столярного дела.

Отец Андре, передавший сыну все имеющиеся знания о столярном мастерстве, остался жить во Франции с другими сыновьями, а сам Андре-Шарль отправился во Фландрию, где в течение 3-х лет проходил практику у опытных мастеров мебельного дела, живописи и гравюры. В этот период во Франции закладывался определенный художественный стиль, называемый как «фламандское барокко», который можно охарактеризовать как народный, пышный и максимально приближенный к реалистичному. После знакомства с этим необычным стилем Буль был поражен, и в его голове начали зарождаться собственные идеи.

По возвращении в Париж, мастер, желаемый посвятить себя искусству, пытается стать художником, однако к нему приходит осознание того, что это не то направление, которому он действительно желает себя посвятить. Так как с живописью не задалось, Андре возвращается к работе с деревом.

Скорее всего, Буль так бы и остался неприметным мастером, талант которого не заметили, однако судьба распорядилась иначе, и подкинула ему шанс стать известным. Буль был представлен французскому королю Людовику XIV, который определил его на должность столяра-чернодеревщика при императорском дворе.

Начало деятельности великого мастера

Современные историки утверждают, что Андре-Шарль Буль был рожден вовремя, живи он на 50 лет раньше или позднее, его имя по нынешнее время осталось бы неизвестным.

В 70-е годы XVII века Людовик затевает грандиозные строительные работы по увеличению площади Лувра и его слиянию с дворцом Тюильри. Его целью было создание резиденции, которая стала бы лучшей среди всех королевских дворцов в станах Европы. Император считал, что Версаль, в то время служивший охотничьим дворцом его отца, был идеальным для этих целей.

Людовик нанял для работы лучших мастеров страны. Среди них были архитектор, живописец, проектировщик и прочие мастера, целью которых было создание из дворца настоящего шедевра. После расширения королевской мастерской осталось только ее меблировать, однако в этот период неожиданно умирает главный придворный столяр короля Жан Марсе.

Андре-Шарль Буль, трудящийся в мастерской короля, уже тогда получил известность благодаря своему таланту столяра, и в его подчинении работало свыше 40-ка человек. Его поставили замещать умершего столяра, и взять на себя все обязанности, что касаются меблировки дворца.

Неизвестно, при каких условиях Буль получил к себе благосклонность короля, однако большинство ученых сходится во мнении, что Андре выбрали не случайно, а именно благодаря неповторимому дизайну его мебели и прочих предметов интерьера.

Краснодеревщик Людовика XIV

В 1672 году Андре-Шарль Буль занимает должность королевского столяра, и получает грамоту на проживание во дворце. На протяжении всей жизни Буль живет там и становится самым востребованным столяром-краснодеревщиком во всей Европе.

Основными заказчиками Буля являлись Людовик XIV, королева, а также вся французская знать, живущая в царских хоромах. Мебель талантливого мастера украсила не только Лувр, но и многие дворцы Франции.

Буль не испытывал нужны в заказах, к нему приезжали иностранцы, желавшие заполучить уникальное изделие. Среди известных личностей, заказывающих мебель у краснодеревщика, были:

· испанский король Филипп V;

· саксонский король Фридрих Август II Сильный;

· курфюрсты Баварии и прочие влиятельные лица того периода.

Несмотря на то, что работы Буля пользовались спросом и стоили баснословных денег, мастер постоянно испытывал нужду в средствах. Причина нехватки денег заключалась не в неумении вести дела, а в пристрастии к коллекционированию картин. Андре не мог пропустить ни одного аукциона, он тратил врученные ему авансы за заказы и накопленные средства, занимал у товарищей, все для того, чтобы приобрести новую картину или эскиз талантливого живописца.

Из-за своего пристрастия Андре часто срывал сроки по выполнению заказов, несмотря на внесенную предоплату, не мог рассчитаться с мастерами за выполненный труд. В результате дело нередко доходило до суда, а на имущество Буля, находящееся в Версальском дворце, был наложен арест. Вплоть до собственной кончины Андре-Шарль Буль боролся с долгами, однако не все были погашены и достались четверым его сыновьям, продолжившим отеческое ремесло.

Дизайн мебели одноименного стиля

Первым, кто обошел специфические черты и принципы доминирующего в Европе стиля итальянского барокко, и предпочел такое эстетическое направление, как классицизм, стал Андре-Шарль Буль. Особенности изготовляемой им мебели:

· Отсутствие существенных элементов архитектоники, таких как боковые несущие опоры. В частности, в шкафах, взамен торцов вертикальных и горизонтальных несомых стенок,

применяются накладные двери. Вся мебель в императорском дворце, в частности платяные шкафы и тумбы, имеет стандартную форму прямоугольника.

· Плоскость фасадов мебели, без резьбы. В работе Буль использует такие техники, как интарсии и маркетри, включая в обширную плоскость фасадов лишь небольшие латунные вставки. Это было бесстрашным решением для периода правления Людовика XIV.

· Нетипичность узоров. В качестве декора мебели использовались реалистичные натюрморты, в основном, это были вазы с разными цветами.

Андре-Шарль Буль – один из первых мебельщиков, который не просто занимался изготовлением мебели, но и меблированием комнаты. Каждое из изделий он ассоциировал и сравнивал с определенным интерьером, изменял конструкцию мебели, ее расположение в помещении. Все делалось для того, чтобы она идеально вписывалась в интерьер.

Для большинства людей мебель Буля является чересчур строгой, не поддающейся никаким изменениям, однако такое ощущение возникает исключительно потому, что она представлена в основном в музеях и королевских залах. Основным же предназначением таких изделий являлось размещение в личных комнатах королевской семьи и кабинетах. В этих интерьерах мебель смотрелась очень гармонично.

Техники декорирования

Основные техники, которые используются в декорировании мебели:

· Интарсия – представляет собой инкрустации деревом по дереву: склеивание полосок древесины в нужный рисунок, тщательная полировка поверхности украшенного предмета.

· Маркетри – сочетает в себе интарсию и облицовывание, иначе наклеивание узора на нужную поверхность. Такая техника относится к более новым, возникшим в Европе во второй половине XVI века. Считается, что никто иной, как Андре-Шарль Буль первым сделал совершенней технологию маркетри.

Среди нововведений Буля также было применение вспомогательных материалов в производстве, например, таких как цветные металлы, слоновья кость, панцирь черепах и пр. Богатая отделка внешних панелей изделий – главная особенность стиля талантливого мебельщика.

«Антикварная мебель в стиле Буль», «декор Буль» – в XVII веке это грандиозное явление в декоративно-прикладном искусстве, иначе как существующий мегабренд, под именем которого были выставлены на продажу безумно дорогие, выпущенные в единственном экземпляре предметы интерьера. В современном мире мебель в стиле Буль пользуется повышенным спросом, а имя легендарного французского мебельщика используют в качестве бренда разные фирмы-производители.

Купить антикварную мебель в стиле Буль

Антикварный магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает вниманию коллекционеров и ценителей антиквариата различные предметы интерьера в стиле Буль. В их числе старинные столы, антикварные комоды, несессеры и прочие авторские изделия, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте либо посетить магазин, чтобы вживую посмотреть на творчество непревзойденного французского мастера.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Шкаф прилавок в стиле Буль Западная Европа вторая половина 19 века
Шкаф прилавок в стиле Буль Западная Европа вторая половина 19 века