Керамико-художественная мастерская «Абрамцево»

Абрамцевский кружок

Керамико-художественная мастерская «Абрамцево» была создана в подмосковной усадьбе С. И. Мамонтова по инициативе Елены Дмитриевны Поленовой, сестры художника В.Д. Поленова, в конце 1880-х гг. Ее поддержали Михаил Врубель и сын хозяина усадьбы, художник и архитектор Андрей Мамонтов. Ключевую роль в организации гончарной мастерской сыграл мастер Петр Ваулин, который занимался технологической разработкой процесса. Считается, вся керамика М. Врубеля была расписана П. Ваулиным по эскизам художника. К первому кругу художников, работавших непосредственно в Абрамцево до конца 1890-х гг. относятся В. Васнецов, М. Врубель, А. Гончаров, К. Коровин, В. Поленов, В. Серов, М. Якунчикова

Изделия керамической мастерской "Абрамцево"

Первыми работами керамико-художественной мастерской «Абрамцево» стали проекты М. Врубеля: печи, надгробие А. Мамонтова, отдельные скульптуры (львиная голова, маска Демона, цикл объемных скульптур по мотивам опер «Снегурочка» и «Садко»). В 1896 г. произведения мастерской были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Н. Новгороде, на которой керамико-художественная мастерская «Абрамцево» была награждена золотой медалью. В 1899 г. был открыт метод восстановительного обжига, при котором получали металлизированный эффект поливы (люстры). В мастерской изготовлялась самая разнообразная посуда и декоративная пластика: вазы, кувшины, тазы, блюда, пепельницы, майоликовые вставки и проч. Однако отличительной чертой абрамцевской утилитарной керамики являлась невозможность использования ее в быту, она носила исключительно декоративный, интерьерный характер

Керамический завод "Абрамцево" в Москве

Керамико-художественная мастерская «Абрамцево» активно развивалась до финансового краха С. Мамонтова в конце 1890-х гг., однако еще 1897-98 гг. основное производство было перевезено в новую мастерскую в Москве в район Бутырской заставы, в последствии выросшую до небольшого завода. Русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. был частично исполнен в мастерской «Абрамцево» в Москве: детали павильона по эскизам К. Коровина и И. Бондаренко, скульптуры и камин «Микула Селянинович и Вольга» М. Врубеля, вазы, кувшины, блюда по эскизам С. Мамонтова и А. Головина, получившие наивысшую похвалу и награды. В 1900-е гг. на московском заводе «Абрамцево» были созданы самые значительные и монументальные керамические произведения, а также широкий сегмент архитектурной керамики, широко использовавшейся для декорирования московских особняков и доходных домов (фасад гостиницы «Метрополь» по эскизам М. Врубеля, панно гостиницы «Националь» по эскизам П. Кузнецова, панно на фасаде Третьяковской галереи по эскизу В. Васнецова, отделка Ярославского вокзала по эскизам М. Шехтеля, частные особняки).
Многие молодые художники начала века начинали свой художественный пусть на московском заводе С. Мамонтова – П. Кузнецов, С. Судейкин, Н. Сапунов, К. Петров-Водкин, В. Борисов-Мусатов, С. Чехонин, скульпторы А. Матвеев, С. Коненков и др
В конце 1900-х -1910-е гг. на заводе С. Мамонтова в Москве были изготовлены керамические декоративные детали для доходного дома Плевако на Новинском бульваре, украшения старообрядческого храма Покрова Пресвятой Богородицы в Токмаковском пер. и в Гавриковском пер. в Москве, многофигурное панно для церкви в с. Тезине, декор особняка Шарнова в Таганроге, доходного дома Солодовникова в Лебяжьем пер., церкви Свв. Николая и митрополита Алексея в пос. Клязьма, дом Страхового общества России в Петербурге. Основную часть поздних заказов составляло убранство и декор русских церквей

Каталог старинного фарфора