Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)

История основания Императорского фарфорового завода

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) образован в 1744 г. Д. Виноградовым, который разработал полный технологический цикл производства русского фарфора. Ранние предметы настолько редки, что известно не более 200 фарфоровых произведений виноградовского периода: заказные табакерки разнообразных форм, несессеры, чашечки в золотой оправе, фарфоровые пуговицы, набалдашники для тростей, курительные трубки, черенки для столовых приборов, туалетные принадлежности и др. До 1756 г. крупные предметы по технологическим причинам не выпускались.

ИФЗ_Арабесковый сервиз, 1784Следующий период, совпадающий с правлением Екатерины Великой, ознаменован тесным сотрудничеством с Академией художеств; на заводе появляется модельмейстер Ж.-Д. Рашет, приверженец нового классицистического стиля. По сохранившемся реестрам Рашет был автором более 150 моделей, в том числе "Арабескового сервиза", серии скульптурок "Торговцы и ремесленники" и "Народы России", "Яхтинского сервиза" и др. Формы, роспись и лепной орнамент фарфоровых предметов, выпущенных на ИФЗ в 1780-90-е гг. придерживаются классицистических требований: строгость, лаконичность, ориентация на античность, пропорциональность элементов, имитация рельефа в росписи, гризайль, обилие скульптурных деталей и лепки. В декоре крупных предметов - ваз, столиков - появляются реальные пейзажные мотивы Гатчины, Павловская, Петергофа. Одним из грандиозных сервизов последних лет правления Екатерины Великой стал Юсуповский сервиз из 659 предметов

Императорский фарфоровый завод в XIX веке

Период правления Александр I ознаменовался созданием одного из самых прославленных сервизов Императорского фарфорового завода (ИФЗ), так называемого "Гурьевского сервиза" по проекту скульптора С. Пименова, провозгласившего в фарфоре эпоху "ампир". Большое разнообразие крестьянских типажей получает малая пластика - например, знаменитая модель "Водоноска", которая в последствии тиражировалась на частных фарфоровых заводах весь XIX век. Образцом для таких моделей служили рисунки А. Венецианова из сборника "Волшебный фонарь". Особый размах приобретают вазы александровского периода. Типология расширяется, роспись и декор обогащаются новыми формами и орнаментами, созданными по образцам из альбома И. Гаттенбергера. В живописи на вазах процветают сюжеты античной мифологии, особенно роскошные образцы создали два крепостных художника ИФЗ В. Мещереков и С. Голов. Все предметы этого периода носят подчеркнуто дворцовый, парадный характер. Отечественная война 1812 г. отобразилась в серии скульптур русских воинов, серии тарелок.

С 1830-х на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ), как и во всем искусстве в целом, начинается процесс эклектики. В угоду моде и императору Николаю I появляются предметы в псевдоготическом стиле, в том числе "Готический сервиз", в псевдошинуазри, неорококо. Предметы, выпущенные на Императорском фарфоровом заводе 1830-1860-х гг., демонстрируют совершенную технику и виртурзность материала. Декор предметов, особенно ваз и декоративных панно, выполнен в высоком объеме, невероятно натуралистичен и проработан в деталях. С точки зрения росписи, живопись доминировала над формой, прятала ее, а иногда и разрушала через введение иллюзорных приемов, передачи пространства и глубины, не уместных на декоративных предметах (вазы и т.п.). Оригинальным, отражающим национальные черты был "Кремлевский сервиз" по проекту Ф. Солнцева - первая попытка анализа древнерусского стиля. Фигурки николаевского периода разнообразные и детализированные, часто решенные в жанровом ключе. Ведущим художником середины XIX в. был Ф. Красовский, мастер цветочных композиций. Однако общий уровень произведений 1860-70-х гг. эпигонский, копийный, эклектичный; излюбленный мотив росписи по фарфору - копии живописных произведений. С 1849 г. главным модельмейстером завода стал А. Шпис, ориентировавшийся на немецкие сентиментальные образцы. Самым крупным произведением ИФЗ последней трети XIX в. стал "Рафаэлевский сервиз", созданный по мотивом росписей лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце

Стиль модерн в изделиях Императорского фарфорового завода

С 1890-х на Императорским фарфоровом заводе (ИФЗ) стали применять технику подглазурной росписи, которая наиболее всего раскрывала возможности фарфорового материала и соответствовала эстетике стиля модерн. Формы максимально упрощаются для увеличения площади под роспись. Также в начале 1900-х появляются новые технологические новшества росписи - цветные глазури (бычья кровь), "хрустальные" кристаллические глазури, роспись жидкой фарфоровой массой по однотонному фону. В последние годы существования ИФЗ, на заводе работали участники объединения "Мир искусства". По моделям Е. Лансере и К. Сомова отливались декоративные скульптурки

Купить фарфор Императорского фарфорового завода (ИФЗ)

В нашем антикварном магазине в Москве Вы можете приобрести старинную посуду, вазы и статуэтки из фарфора, произведенные на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) в XIX- начале XX вв. Фарфор ИФЗ имеет высокую коллекционную стоимость и раритетность, так как производился преимущественно для нужд царского Двора и аристократии

Каталог старинного фарфора


Христос в терновом венце
Букет
Пасхальное яйцо «Букет»
Россия, вторая половина ХIХ века
Букет
Ваза фарфоровая «Цапля». Императорский фарфоровый завод
Россия 1900 год
Стиль: Модерн
Размер: высота: 26,5 см диаметр: 12,5 см
Цена: 690 000 руб
Лампа фарфоровая «Букет дачных цветов»
Россия 1860-1880-е годы
Стиль: Эклектика
Размер: высота: 80 см
Цена: 295 000 рублей
Тарелка декоративная с букетом в зеркале. Императорский фарфоровый завод (марка Николай I)
Россия, Императорский фарфоровый завод, период правления Николая I, 1826-1855 гг