Выставка «История советского кино в киноплакате»

В Манеже открылась выставка, приуроченная к Году российского кино.

ЦВЗ "Манеж" 3 мая - 13 июня 2016 г. Москва, 1Манежная пл., д. 1

ЦВЗ «Манеж»
3 мая — 13 июня 2016 г.
Москва, 1Манежная пл., д. 1

В экспозиции более 300 произведений знаменитых художников-графиков — Владимира (1899-1982) и Георгия (1900-1933) Стенбергов, Михаила Хазановского (1912-1990), Бориса Зеленского (1914-1984), Мирона Лукьянова (1936-2007), Василия Островского (1936-2012) и многих других. Это уникальные афиши 1920-х годов в стиле конструктивизма, редкие работы времен Великой Отечественной войны, плакаты к знаменитым советским фильмам эпохи «оттепели» и переломного позднесоветского периода 1970-1990-х годов.
Российские зрители знают и любят легендарные фильмы «Девять дней одного года» (режиссер М. Ромм, 1962), «Иваново детство» (режиссер А. Тарковский, 1962), «Не горюй!» (режиссер Г. Данелия, 1968), «Бриллиантовая рука» (режиссер Л. Гайдай, 1969), «Белое солнце пустыни» (режиссер В. Мотыль, 1970), «Двенадцать стульев» (режиссер Л. Гайдай,1971). Выставка «История советского кино в киноплакате. 1919−1991» — редкая возможность познакомиться с афишами к этим фильмам и с их авторами, а также проследить историю развития графического языка киноплаката, сконцентрировавшего многие передовые идеи своего времени.
История русского киноплаката началась в 1908 году, когда на экраны вышел первый отечественный игровой фильм производства ателье А. Дранкова «Стенька Разин». В то время художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений стали неотъемлемой частью уличного оформления. На фоне всего этого многообразия киноплакат должен был выделяться и привлекать зрителя. В Советском Союзе киноплакат был одним из основных визуальных средств агитации за утопическое коммунистическое общество и важным индикатором социокультурных перемен и ценностей. Специфика этого жанра графического дизайна заключается в его тесной взаимосвязи с кино.

Выставка будет представлена четырьмя разделами:

1920-е годы

В 1920-е годы эстетика монтажного кино потребовала от киноплаката нового изобразительного языка. В этот период монтаж в киноплакате стал важнейшим стилеобразующим фактором; он соединил в одной композиции разномасштабные и разнофактурные элементы. На выставке будет представлена одна из знаковых работ этого периода — афиша братьев Стенбергов к классике отечественного немого кино «Девушка с коробкой» (режиссер Б. Барнет, 1927), а также киноплакаты к первому советскому фантастическому фильму «Аэлита» (режиссер Я. Протазанов, 1924) И. Бограда и знаменитому«Броненосцу «Потемкину» (режиссер С. Эйзенштейн, 1925) В. Силкина.
1463407490e3b826b16405011f673aa27437ea18a2

«Девушка с коробкой». 1927. «Межрабпом-Русь» (Москва). Режиссер: Борис Барнет. Авторы плаката: Владимир и Георгий Стенберг. Бумага, хромолитография. Российская государственная библиотека.
Фильм Бориса Барнета «Девушка с коробкой» (1927) — классика отечественного немого кино. К тому же это один из первых советских рекламных фильмов, снятый по заказу Наркомфина для пропаганды облигаций государственного займа. Плакат к нему рисовали звезды советского авангарда — братья Владимир и Георгий Стенберг. В 1920-е годы советское кино активно развивалось, превращаясь в мощный инструмент пропаганды, а плакат был едва ли не единственным способом привлечь публику в кинозалы. Братьев Стенберг вполне можно назвать родоначальниками этого жанра изобразительного искусства в его современном понимании: они отказались от привычной стилистики афиши, обогатив ее конструктивистскими находками.Художники пользуются заливками цвета и геометрическим орнаментом, чтобы подчеркнуть плоскость, огромную роль играет фотомонтаж, столь любимый мастерами-авангардистами начала ХХ века. Очень часто рисунок лиц, рук, отдельных предметов имитирует фотографическую фактуру кадра, что делает работы Стенбергов очень «киногеничными». Еще один из их излюбленных приемов — использование крупного плана, особенно часто повторяется женское лицо, которое в редких случаях заменяется мужским. Все эти особенности творчества Стенбергов четко просматриваются в плакате к фильму «Девушка с коробкой».

1930-е — середина 1950-х годов

Для персонажей киноплакатов 1930-х годов характерен пафос и социальный оптимизм героев Александра Дейнеки и Густава Клуциса. Однако к концу десятилетия эстетический уровень плаката снижается, его отличительной чертой становится схематизм. Киноплакат перестает играть заметную роль в художественной жизни.
Киноплакаты военных лет — уникальные свидетельства истории, напечатанные в одну-две краски на простой бумаге. Как и кино, они напоминали о доме, о любви, о том, во имя чего стоило побеждать. В 1950-е годы киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма. Художники-графики используют язык соцреализма, подчеркивая торжественность момента истории. В экспозиции будут представлены афиши к фильмам «Молодая гвардия» (режиссер С. Герасимов, 1948) Бориса Зеленского, «Жди меня» (режиссеры Б. Иванов, А. Столпер, 1943) Иосифа Герасимовича, «Золушка» (режиссер М. Шапиро, 1947) Льва Офросимова и многие другие. На выставке также можно будет увидеть плакаты к фильмам, которые были сняты с проката.

1463407721df9946e9a70bdb3d25ec1ddbdae078af
«Цирк». 1936. Киностудия «Мосфильм». Режиссер: Григорий Александров. Автор плаката: Григорий Рычков. Бумага, печать. Государственный центральный музей современной истории России
«Цирк» (1936) — один из самых известных фильмов Григория Александрова. В основу сценария легла пьеса Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка», однако авторы оказались настолько недовольны экранным воплощением произведения, что убрали из титров свои имена. Публика же фильм полюбила — как, впрочем, и другие картины Александрова. В главных ролях здесь снялись настоящие звезды советского кинематографа — Сергей Столяров и Любовь Орлова, жена, муза Александрова, играющая во всех его фильмах (это ее портрет мы видим на плакате). В 1930-е годы огромным успехом пользовались картины, посвященные жизни современников, строителей нового государства — страны, где «так вольно дышит человек». Эта строка — из песни «Широка страна моя родная», которой завершается «Цирк» и которая чуть не стала гимном СССР. Похожие настроения отличают и плакаты тех лет. 1930-е годы — время зарождающегося социалистического реализма, в котором, однако, художники не успели еще закоснеть и создавали произведения, подкупающие своей яркостью, искренностью и оптимизмом.

1956-1969 годы. Эпоха «оттепели»

Относительная политическая свобода «оттепели» способствовала творческому раскрепощению художников. Плакатисты получили возможность выражать свое мнение, свободу «графического слова», «плакатного языка». Если стиль киноплаката 1920-х годов определял монтаж, то стиль «оттепельного» плаката определяет метафора. Метафоричны содержание, композиция, графика плакатов; портретные образы получают сложную драматургию; широко используется символика. В начале 1960-х годов в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» приходит группа молодых талантливых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Лилия Левшунова, Вилен Каракашев. Эти художники создали собственный стиль, которому свойственна острота композиционных решений, подчеркнутая условность графического языка. Зритель сможет ознакомиться с работами к фильмам «Полосатый рейс» (режиссер В. Фетин, 1961) Мирона Лукьянова, «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук, 1966) Евгения Гребенщикова, «Морозко» (режиссер А. Роу, 1965) Василия Островского и другими.

14634078485a6848c357e851a3c10ef99ad710d92b
«Идиот». 1958. Киностудия «Мосфильм». Режиссер: Иван Пырьев. Автор плаката: Михаил Хазановский. Оригинал плаката. Бумага, гуашь. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Фильм Ивана Пырьева «Идиот» (1958) по одноименному роману Федора Достоевского принадлежит к числу лучших экранизаций, вошедших в золотой фонд советского кино. Пырьев на протяжении многих лет вынашивал замысел этой картины, написал сценарий едва ли не за десять лет до начала съемок, но долго не мог найти актера на главную роль. В результате образ князя Мышкина блистательно воплотил Юрий Яковлев, и сегодня сложно представить себе лучшего исполнителя этой роли. Достойную пару ему составила Юлия Борисова (Настасья Филипповна). Плакат Михаила Хазановского к этому фильму решен, казалось бы, предельно просто. Две фигуры — гордая и презрительная Настасья Филипповна на первом плане, и за ней в тени Рогожин с пачкой денег — воспроизведение кульминационной сцены картины. Однако смотрится плакат невероятно эффектно: контрасты ярко-красного платья главной героини и глубокого черного фона притягивают взгляд, создают тревожный эффект, заставляя зрителя почувствовать драматическую атмосферу картины. Надпись на плакате «Часть первая. Настасья Филипповна» напоминает о том, что изначально Пырьев планировал сделать двухсерийный фильм. Однако, по слухам, Юрий Яковлев был настолько морально и физически изможден съемками, погружением в образ, что чуть было не попал в клинику с душевным расстройством и не рискнул сниматься в продолжении. Пырьев даже не помышлял о замене и предпочел отказаться от съемок второй серии.

Конец 1960-х — начало 1990-х годов

Расцвет киноплаката в этот период связан с изменениями, происходящими в обществе и сознании человека. Современность плакатного мышления и широкий диапазон выразительных средств помогли художникам адаптироваться к исторической ситуации. Сюрреалистические комбинации, иносказания, аллегории, символичность — все средства были использованы для создания плакатов, отвечающих требованиям новой действительности. Большую роль в киноплакате начинают играть фотография и живописное изображение. Плакат продемонстрировал новые возможности, которые открывал фотомонтаж, использующий кинокадры и рекламную постановочную фотографию.
Данный раздел выставки будет представлен афишами к таким фильмам, как «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1984) Владимира Сачкова, «Игла» (режиссер Р. Нугманов, 1988) Вилена Каракашева, «Униженные и оскорбленные» (режиссер А. Эшпай, 1991) Олега Васильева и другие.

1463407966c883758216ca04fc2e4837c48d6b9598
«Белое солнце пустыни». 1970. Киностудия «Ленфильм», киностудия «Мосфильм», Экспериментальное творческое объединение. Режиссер: Владимир Мотыль. Автор плаката: Мирон Лукьянов. Московский музей дизайна.
Плакат Мирона Лукьянова к фильму «Белое солнце пустыни» — один из целого ряда сделанных художником работ к картинам, ставшим классикой отечественного кинематографа. Сюжет плаката не повторяет напрямую кадр из фильма, вместо этого художник стремился найти собственную изобразительную формулу, отражающую особенности его сюжета и жанра.Оригинальное решение шрифтовой композиции позволяет не только привлечь внимание к названию фильма, но и делает шрифт важной частью художественного высказывания. Округлые изгибы на концах букв напоминают клубы песка, вздымающиеся под копытами скачущего во весь опор коня главного героя картины — красноармейца Федора Сухова. В противовес динамичной сцене, расположенной в верхней части плаката, в нижней находится статичное изображение головы Саида, закопанного в песок. Этот персонаж выбран не случайно: встреча с ним сыграет важную роль в судьбе главного героя. Кроме того, его суровый взгляд привлекает внимание зрителей и создает интригу. Работа выполнена в сочном южном колорите, желтые и оранжево-красные оттенки песка, дополненные по контрасту глубокими лиловыми тонами, передают ощущение изнуряющей жары.

Московский музей дизайна подготовил к выставке образовательную программу. В ней примут участие директор Московского музея дизайна Александра Санькова, арт-директор Электротеатра «Станиславский» Степан Лукьянов, исследователь истории плаката, автор монографий, бывший хранитель плакатного фонда Российской государственной библиотеки Нина Бабурина, искусствовед, художественный критик, Член МОА «Союз дизайнеров» Александр Шклярук, графический дизайнер Эрик Белоусов. Детские мастер-классы проведет графический дизайнер Анна Астахова, создававшая плакаты для кинофестивалей.

Источник: http://moscowmanege.ru
http://www.theartnewspaper.ru