Портрет

Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») - жанр изобразительного искусства, целью которого является отображение визуальных характеристик конкретного человека (модели) либо группы людей. ПОРТРЕТ передает индивидуальные черты , присущие человеку, а также стремится раскрыть внутренний мир модели, передать свойства ее характера. Первым, кто предложил использовать термин "ПОРТРЕТ" исключительно для "изображения конкретного человеческого существа" был друг художника Пуссена Андре Фелибьен. Вплоть до ХVII века не было различия в терминологии для изображения людей и, например, животных - и то, и другое считалось портретами. В ХVII веке, после четкого определения границ термина, ПОРТРЕТАМИ стали называть картины, изображающие только людей. С этой точки зрения, изображения святых, Иисуса Христа, Богоматери не являются ПОРТРЕТАМИ, поскольку представляют собой обобщающие идеальные образы, написанные не с натуры. Как жанр ПОРТРЕТ появился еще в глубокой древности. Первые образцы ПОРТРЕТА можно встретить в древневосточном, главным образом, древнеегипетском искусстве. Определяющей чертой ПОРТРЕТА в Древнем Египте является его религиозный, мистический характер. Скульптурный ПОРТРЕТ, воплощавший индивидуальные черты умершего человека, служил проводником для его души между двумя мирами. У древних греков, несмотря на обилие статуй и скульптур, долгое время не существовало ПОРТРЕТА в строгом смысле. Это было связано с запретом, наложенным эллинскими республиками, на реалистические ПОРТРЕТЫ, которые могли развить в гражданах тщеславие и противоречили идее равенства. Поэтому в эпоху классики создавались обобщенные, идеализированные образы атлетов, философов, общественных деятелей. Лишь при Александре Македонском окончательно сформировалось реалистическое направление в портретной скульптуре. Из Греции жанр ПОРТРЕТА перешел к римлянам, которые к уже открытым греками формам статуи и гермы, добавили скульптурный бюст. До сих пор римские ПОРТРЕТЫ считаются одними из самых реалистичных в истории изобразительно искусства. В эпоху Средневековья жанр ПОРТРЕТА приходит в упадок, что было связано с господством религии и строгими канонами в искусстве. Более или менее портрет начинает возрождаться в Х-ХII вв, однако еще долгое время играет лишь подчиненную роль. Действительно переломным моментом в истории развития ПОРТРЕТА стала эпоха Возрождения, когда обобщение уступило место индивидуальности, а человек вышел на первый план. В изобразительном искусстве это произошло в первую очередь благодаря скульпторам, а затем распространилось и на другие направления. Немаловажную роль в становлении ПОРТРЕТА сыграло появление техники масляной живописи. Другой важный компонент развития портрета - разворот портретируемого анфас и в три четверти (до этого такое изображение было возможно лишь для образа Христа и святых). Мастера Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, добиваются невероятной выразительности образов, углубляют содержание ПОРТРЕТА, наделяют позируемых силой интеллекта, волей, духовной составляющей. Среди представителей Северного Возрождения стоит отметить достижения в этом жанре художников Дюрера, Ганса Гольбейна мл. ХVII век отмечен в истории развития ПОРТРЕТА достижениями художников нидерландской школы живописи. ПОРТРЕТ в ХVII веке становится психологическим, художники стремятся максимально раскрыть внутренний мир модели, используя для это все доступные выразительные средства и открывая новые. Одновременно происходит демократизация ПОРТРЕТА, Диего Веласкес и Хальс обращаются к портретам-типам людей из народа. Акцент искусства ХVII века на самопознании способствует развитию жанра автопортрета в творчестве Рембрандта, Антониса ван Дейка, Николя Пуссена. По-прежнему актуальным остается и аристократический портрета, мастерами которого были Рубенс, Веласкес. В ХVIII веке происходит деградация жанра - в живописи установилось господство манерности и условности. В это время доминирует и задает тон в искусстве Франция, где основным направлением жанра ПОРТРЕТА становится придворно-аристократический ПОРТРЕТ, с присущими ему наигранностью, холодностью, театральностью, а также вниманием к пышному декору, нарядности и откровенным приукрашиваниям моделей. Ситуация начинает меняться ближе в последней трети ХVIII века, когда, благодаря распространению идеалов эпохи Просвещения, в живописи утверждается новый тип реалистического ПОРТРЕТА (М.Латур, Лиотар, Шарден, Фрагонар). В конце ХVIII века школа английского портретизма заявляет о себе таки художниками как Д.Рейнольдс, Т.Лоуренс, Т.Гейнсборо, а Российская империя - Боровиковским и Левицким. Также в ХVIII веке широкое распространение получают "портрет на память", который был выполнен более дешевыми средствами (карандаш, акварель) и портретная миниатюра. В ХIХ веке жанр ПОРТРЕТА развивается одновременно в двух направлениях. Первое связано с Великой Французской революцией и появлением такого стиля как классицизм, который убирает из ПОРТРЕТА ХVIII века все лишнее, делает его более строгим (Ж.Л.Давид). Вторая тенденция связана с наступлением эпохи романтизма, под влиянием идей которой в ПОРТРЕТ проникает критическая линия (Гойя, Жерико, Делакруа, К.Брюллов, О.Кипреснкий). Вторая половина ХIХ века отмечена интересом к социальному компоненту жизни человека, что свойственно такому направлению как реализм, а также появлением множества национальных портретных школ по всему миру, каждая из которых имеет свои индивидуальные и отличные от других характеристики (одна из таких школ реализма - передвижники в России). Возникший в конце ХIХ века импрессионизм отходит от максимальной схожести и правдоподобности, фокусируется на изменчивости облика портретируемого и его поведении в изменчивой среде (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Коровин). Стиль модерн вводит в ПОРТРЕТ черты гротеска и лаконичную заостренность (А.Тулуз-Лотрек, Э.Мунк). В ХХ веке функцию документации и правдивого отображения реальности берет на себя фотография, в связи с чем искусство все больше уходит от фигуративности. Жанр ПОРТРЕТА переживает упадок, в искусстве на почве модернизма возникают произведения, которые можно назвать ПОРТРЕТАМИ лишь номинально, по факту они оказываются лишенными специфики самого жанра. В творчестве таких художников как Модильяни и Пикассо ПОРТРЕТ становится лишь средством решения художественных задач, на первый план выходит уникальный взгляд художника на модель и ее изображение, они осознанно уходят от реального облика портретируемого, придавая ПОРТРЕТУ черты условности и отвлеченности. К середине ХХ века кризис портретного жанра становится еще более очевидным, ПОРТРЕТ все больше подвергается деструкции и деформации. В 1960-70-х годах появляются художники и направления в искусстве, благодаря которым жанр ПОРТРЕТА переживает некоторое оживление (Л.Фрейд, Ф.Бэкон, поп-арт, Э.Уорхол). Одновременно существовала тенденция, которая актуальна и в настоящий момент, к развитию жанра фотопортрета.
В коллекции Русской Антикварной Галереи представлены ПОРТРЕТЫ разных художников, стилей, направлений и эпох. На нашем сайте Вы найдете женские, мужские и детские ПОРТРЕТЫ, выполненные в различных стилях - от реализма до авангарда. У нас представлены ПОРТРЕТЫ военных и исторических лиц, а также работы, выполненные в стиле соцреализма, основной темой которого, как известно, был рабочий советский человек. Мы предлагаем Вам купить предметы из раздела ПОРТРЕТ в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел ПОРТРЕТ регулярно обновляется, следите за новыми поступлениями.


пастель Портрет женщины в красном платье художник Малютин
Пастель «Портрет женщины в красном платье»
Россия, 1910 год
пастель Портрет женщины в красном платье художник Малютин
Художник: Малютин С.В
Стиль: Реализм
Жанр: Портрет
Техника: бумага, пастель
Размер: 58,5 Х 49 см
Цена: 225 000 руб
Танцующая крестьянка
Скульптура «Танцующая крестьянка»
Россия, начало ХХ века
Танцующая крестьянка
Жанр: Портрет
Размер: высота - 20 см, основание – 8 х 8 см
Цена: 185 000 рублей
Ездаков Наташа юный друг пограничников Артек 1973 год
Картина «Наташа юный друг пограничников». Артек 1973 год
СССР 1974 год
Ездаков Наташа юный друг пограничников Артек 1973 год
Художник: Ездаков В. Д
Жанр: Портрет
Техника: картон, темпера
Размер: 72Х60 см
Цена: 55 000 руб
Гапоненко Этюд Девочка с одуванчиками
Этюд «Девочка с одуванчиками»
СССР, 1950-1960-е годы
Гапоненко Этюд Девочка с одуванчиками
Жанр: Портрет
Размер: 50 Х 35,5 см
Цена: 50 000 рублей
Панно декоративное с бюстом императора Александра II
Декоративное панно с бюстом императора Александра III
Франция, конец XIX-начало ХХ века
Панно декоративное с бюстом императора Александра II
Жанр: Портрет
Размер: 27 х 21,7 см
Цена: 55 000 руб
Некрасова С.Р. Портрет художника
Темпера «Портрет художника Крюкова»
СССР, 1969 год
Некрасова С.Р. Портрет художника
Художник: Некрасова С. Р.
Жанр: Портрет
Техника: картон, темпера
Размер: 65 Х 49 см
Цена: 155 000 руб
Радимов П А Портрет молодого человека в яркой шапке Куня-Ургенч
Портрет молодого человека из Куня-Ургенч
СССР 1935
Радимов П А Портрет молодого человека в яркой шапке Куня-Ургенч
Художник: Радимов П. А
Жанр: Портрет
Техника: картон, масло
Размер: Картон масло 20,4 Х 14,2 см
Цена: 75 000 руб
Тевосян Портрет девушки
Рисунок «Портрет девушки»
СССР, 1960-1970-е годы
Тевосян Портрет девушки
Художник: Тевосян Г.Т.
Жанр: Портрет
Размер: 42,6 Х 33 см
Цена: 15 000 руб