Сухово-Кобылина Софья Васильевна

Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825, Москва, Российская империя — 25 сентября (7 октября) 1867, Рим, Италия (по другим сведениям — имение Кобылинка, Чернский уезд, Тульская губерния, Российская империя)) — русская художница. Первая официально признанная профессиональная женщина-художник в России. Сестра драматурга А. В. Сухово-Кобылина и писательницы Е. В. Салиас-де-Турнемир (писала под псевдонимом Евгения Тур).

Софья Васильевна Сухово-Кобылина была младшим ребенком в семье полковника Василия Александровича Сухово-Кобылина (1782—1873), участника войны 1812 года, предводителя дворянства Подольского уезда Московской губернии и Марии Ивановны Сухово-Кобылиной, урождённой Шепелевой (1789—1862). Так же как сестры и брат получила прекрасное домашнее образование под руководством ведущих профессоров Московского университета того времени. Однако в отличие от других членов семьи она решила посвятить свою жизнь не литературному, а художественному творчеству.

Учителем живописи Софьи Васильевны был Егор Егорович Мейер — русский художник-пейзажист, академик. Он быстро распознал в девушке незаурядный художественный талант, подкрепленный трудолюбием и целеустремленностью, и в дальнейшем ходатайствовал о её приеме в Петербургскую Императорскую Академию художеств.

Во время обучения в Академии художеств Софья Васильевна целиком погружается в работу. Уже первая курсовая работа-картина, выставленная ею на конкурсе в Академии художеств, — пейзаж «Дорога на берегу реки» (1849), получает высокие оценки педагогов.

В 1850—1851 годах Софья Васильевна под руководством Мейера вместе с другими его учениками совершает первую поездку в Италию, где постоянно и много рисует (один из пейзажей, посланный в Академию в качестве экзаменационной работы, будет удостоен большой серебряной медали). Даже в Выксе, где в имении Николая Дмитриевича Шепелева, родственника Сухово-Кобылиных, Софья Васильевна вместе с Е. Е. Мейером и с товарищами по Академии художеств проводит каникулы 1851-го года она не перестает работать. Было много молодежи, много деревенских удовольствий и развлечений, но Софья Васильевна их не разделяет. Она всецело погружена в свои художественные занятия. Время проводит с этюдником в живописных окрестностях села. Сделанные в тот год зарисовки послужат ей впоследствии материалом для дипломной работы.

В 1852—1853 годах Сухово-Кобылина вместе Мейером путешествует по югу России, надолго задерживается в Крыму, где пишет замечательные пейзажи с натуры. Эти произведения будут оценены по достоинству — Академия художеств в 1853 году присуждает ей малую золотую медаль.

В 1854 Софья Васильевна заканчивает обучение в Императорской Академии с Большой золотой медалью, полученной ею за два крымских вида, написанных с натуры («Татарская сакля в Крыму близ Урзуфа» и «Татарская сакля в Крыму близ Алушты»), и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома», созданную по этюдам из Выксы.

Свое награждение Золотой медалью Софья Васильевна впоследствии изобразит на автобиографичном полотне "Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж с натуры» (1854). Написание этой картины не случайно. В России начала XIX века академическая живопись считалась исключительно мужским занятием, — запечатлев на полотне свой триумф, Софья Васильевна Сухово-Кобылина наглядно демонстрирует этим обществу, что путь для женщин в академическую живопись отныне свободен.

В 1857 году Софья Васильевна уезжает в Италию, где проживет 10 лет. В Риме её дом становится центром, где собираются все приезжающие туда русские живописцы, ценившие в ней и талантливую художницу, и женщину тонкого и блестящего ума, благородного и горячего сердца. В Италии Сухово-Кобылина продолжает писать картины. Постепенно она отходит от пейзажа и занимается портретной живописью. Тогда же она пробует себя в публицистике — пишет в российские журналы очерки о жизни в Италии известных русских людей. Некоторые из них, как например: «Воспоминание о последних днях жизни архимандрита Порфирия, настоятеля Русско-польской церкви в Риме» («Странник», 1867, т. 2, № 5, с. 49-73. То же. Отд. отт. Спб., 1867), — представляют интерес для историков.

О последних месяцах жизни и месте смерти Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной сведения в разных источниках противоречивы. Так в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что она «умерла в Риме» (в 1867 году), а в «Русском биографическом словаре» А. А. Половцова сообщается, что «в 1867 году она переехала из Рима в имение своего отца (Кобылинка Чернского уезда Тульской губернии), где скоро и скончалась» (25 сентября 1867).

После смерти Софьи Васильевны на академической выставке 1868 года было представлены 174 её художественных произведения. Почти все они были распроданы, что свидетельствует о высоком творческом мастерстве художницы. Большинство работ представляли собой итальянские пейзажи и портреты знаменитых итальянцев. Но были среди них и произведения русской тематики: «Головка русской девочки. Этюд», «Русский лес. Этюд», «Русская местность» и др.

В настоящее время большая часть живописных произведений С.В Сухово-Кобылиной находится в частных собраниях России и других стран. Есть картины С.В Сухово-Кобылиной и в музеях. В частности, в Третьяковской галерее (уже упомянутая "Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж с натуры», «Перед грозой», «Итальянский пейзаж», «Старое дерево у скалы», этюды), Днепропетровском художественном музее («Автопортрет»), Историко-художественном музее города Выксы и др.

Сухово-Кобылина Софья Васильевна