Соколов Петр Иванович

СОКОЛОВ Петр Иванович
(1753—1791)

Менее десяти лет потребовалось бывшему крепостному мальчику княгини Е. Голицыной, чтобы блестяще окончить Академию художеств (1763—1772). Поступив в нее сразу же после получения вольной, Петр Соколов с большой золотой медалью заканчивает ее и в качестве пенсионера отбывает в Италию доучиваться мастерству исторического живописца. В Россию начинают поступать грандиозные картины юного дарования, выполненные по классическим канонам и изображающие красивые тела мифологических богов и героев. Среди них особенно покорили петербургскую публику Меркурий и Аргус (1776) и Дедал привязывает крылья Икару (1777). По возвращении в Петербург (1779) П.И. Соколов принимается за картину Венера и Адонис, которую заканчивает в 1782 году и которая приносит художнику настоящую славу. Наверное, персонажи картин живописца статичны, но можно ли требовать от художников XVIII века экспрессии века ХХ.

Академик (1782), адъюнкт-профессор (1785), член Совета Академии художеств (1788) Петр Иванович Соколов с 1780 года преподавал в Академии художеств историческую (читай — мифологическую) живопись. Ему было что передать своим ученикам. Путь П.И. Соколова от крепостного мальчика до академика живописи оказался весьма цельным и счастливым, но далеко не типичным для многих редких талантов, рожденных в неволе.

Крепостной княгини Е. Д. Голицыной, рано проявивший склонность к рисованию, не имел возможности заниматься искусством. Только после смерти своей владелицы П. И. Соколов был освобожден от крепостной зависимости и поступил в АХ.

Занимаясь по классу исторической живописи и испытывая влияние таких известных художников, как Д. Г. Левицкий и А. П. Лосенко, Соколов преуспел в композиции и в 1770 г. получил малую золотую медаль за картину, написанную на тему "О удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося удара ножом".

В 1772 г. художник получил большую золотую медаль за программу "Кирилл, философ греческий, по изъяснении разных вер показывает князю Владимиру завесу с изображением Страшного Суда".

Удостоенный за успехи пенсионерской поездки в Италию, Соколов занимался в Риме "под смотрением г. Батони и Натуара рисованием с натуры", а также выполнял композиции, делал эскизы и копии с картин западноевропейских мастеров. Будучи историческим живописцем, он, согласуясь с требованиями классицизма, останавливался преимущественно на сюжетах из античной мифологии.

В 1774 г. Соколов начал работать над большим живописным полотном "Меркурий и Аргус". Более двух лет создавал он свою композицию, уведомляя АХ о том, что "затрудняется в первый раз произвесть толь большой пропорции картину", которая требует множества этюдов и заставляет искать "щасливых положениев фигур".
Окончив эту работу, Соколов в 1776 г. принялся за следующее историческое полотно, "Дедал и Икар", которое и завершил в 1777 г. К 1782 г. относится еще одно значительное его произведение - "Венера и Адонис".

Зарекомендовав себя как профессиональный мастер, автор больших исторических полотен, "приличествующих" Академии, Соколов тем не менее не избежал некоторой схематичности и холодности своих композиций. Однако это не распространялось на рисунки художника, исполненные легко и свободно, а позднее гравированные И. X. Набгольцем и Е. И. Кокошкиным для издания "Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, с прочими в пользу общества установления-ми" (СПб., 1789-91).

В 1783 г. художник выполнил два рисунка, изображающие памятник Петру I Э. М. Фальконе, предназначая их также для воспроизведения в гравюре. С 1785 г. и до конца жизни Соколов заведовал "баталическим классом" АХ, а также "обучал воспитанников рисованию цветными карандашами и живописью акварелью".
Соколов Петр Иванович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.