Пиранези Дж.Б.

Пиранези, Джованни Баттиста (итал. Giovanni Battista Piranesi, 4 октября 1720, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) — 9 ноября 1778, Рим) - итальянский художник-график, гравер, архитектор, археолог, рисовальщик, ведутист, декоратор, ученый-исследователь, оказавший сильное влияние на художников и архитекторов последующих поколений. Имя Пиранези часто связывают с понятием "бумажная архитектура", так как за свою жизнь художник сделал невероятное количество рисунков и чертежей, но возвел очень мало зданий.
Родился Джанбаттиста Пиранези в 1720 году в Мальяно-Венето в семье каменотеса. С детства помогал отцу в его мастерской, которая выполняла заказы Д.Росси. Основам архитектуры обучался у своего дяди, архитектора и инженера Маттео Луккези в Венеции, а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто. Как художник, испытал значительное влияние очень популярного в ХVIII веке искусства художников-ведутистов. Помимо архитектуры молодой художник изучал законы перспективы, брал уроки гравюры и перспективной живописи у известного гравера, автора трактата по оптике и перспективе Карло Дзукки. В круг интересов Пиранези входила не только живопись и архитектура, но также история и археология, которые он изучал самостоятельно. В 1740 году Джованни Баттиста Пиранези навсегда покинул родное Венето и отправился в Рим в качестве гравера-рисовальщика в составе посольской делегации Марко Фоскарини. В Риме Пиранези изучал древнюю архитектуру, обучался искусству гравюры на металле в мастерской Джузеппе Вази. В 1743 - 1747 гг. в основном жил в Венеции, где среди прочего работал вместе с Дж.Б.Тьеполо. В Риме Пиранези стал страстным коллекционером, его мастерская была заполнена античным мрамором, он активно участвовал в раскопках и обмерах античных памятников, зарисовывая античные скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства, а также делая их реконструкцию. В 1743 году Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». Особым успехом пользовались выпущенный в 1745 году сборник больших гравюр «Гротески» и серия из шестнадцати листов «Фантазии на темы тюрем» (1749; 1761). Последние представляют собой изображения мрачных и пугающих архитектурных сооружений, заполненных загадочными пространствами со множеством лестниц, мостиков, переходов, цепей и блоков. Через 10 лет после первого издания, Пиранези вновь вернулся к серии "Темницы" и на тех же досках создал практически новые произведения, драматизировав первоначальные композиции с помощью углубленных теней, а также добавив изображения людей - то ли заключенных, то ли тюремщиков, прикованных к пыточным приспособлениям. В 1744 году из-за финансовых трудностей был вынужден вернуться в Венецию, где совершенствовал свою технику гравюры, изучая работы Дж. Б. Тьеполо, Каналетто, М.Риччи, манера которых повлияла на его последующие произведения, в том числе на знаменитую серию гравюр "Виды Рима". Благодаря предложению известного гравера Й.Вагнера быть его агентом Пиранези вскоре вернулся в Рим. Здесь в 1756 году, после тщательного изучения памятников Древнего Рима и участия в раскопах, Пиранези при финансовой поддержке лорда Карлемонта издал фундаментальный труд Le Antichita romane в 4-х томах, в котором подчеркивал значимость римской архитектуры для всей последующей европейской культуры. В 1757 Пиранези был принят в члены лондонского Королевского общества антиквариев. В 1761 за труд Magnificenza ed architettura dei romani Пиранези стал членом Академии Св. Луки, в 1767 получил от папы Климента XIII Реццонико титул "cavagliere". Вклад Пиранези в области реальной архитектуры был достаточно скромен, несмотря на то, что на своих гравюрах он часто прибавлял вслед за своим именем слова "венецианский архитектор". Главной работой Пиранези в области реальной архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765 гг.), а также постройка хоров в церкви Сан-Джованни в Лотерано, порученная ему Папой Климентом ХIII. Умер один из самых знаменитых художников-граверов в истории искусства после долгой болезни и был похоронен в Церкви Санта-Мария дель Приорато. После его смерти семья переехала в Париж, куда перевезла и гравировальные доски художника. Сменив несколько владельцев, они были приобретены Папой Римским и в настоящее время хранятся в государственной Калькографии в Риме.


Гравюра «Античный храм, в просторечии именуемый Салюте, у дороги в Альбано в пяти милях от Рима»
Рим, около 1763 года
Художник: Пиранези Дж.Б.
Размер: 48,5 Х 71,7 см (размер листа). 41 Х 56,5 см (размер оттиска)
Цена: 125 000 руб