Матвеев Федор Михайлович

МАТВЕЕВ Федор Михайлович
(1758—1826)

Представляя картины Федора Михайловича Матвеева, мы изменяем одному из своих принципов — кроме особых случаев, приводить произведения художников, написанные в России либо посвященные русской истории, русскому быту, русской природе. Случай Ф.М. Матвеева как раз особый.

Сын солдата лейб-гвардии Измайловского полка, отданный в возрасте шести лет в Воспитательное училище при Академии художеств, Федор Матвеев окончил ландшафтный класс Академии в 1778 году. При этом он был первым выпускником означенного класса, получившим за выпускную работу большую золотую медаль. Пенсионером Академии уезжает в 1779 году в Италию и остается в ней навсегда. Много работая и постоянно совершенствуя свое мастерство, художник становится одним из ведущих европейских пейзажистов. Его полотна, написанные по канонам классицизма, пользуются большим спросом. Он регулярно отсылает их в Россию, получает за них звание академика, знакомит петербургскую публику с красотами Италии и постоянно стремится в любезное Отечество. Не получилось, но он постоянно интересуется жизнью на родине, опекает молодых русских художников в Италии, получает с 1819 года пожизненный императорский пенсион, внушает уважение за рубежом ко все еще молодому русскому искусству.

Мастер классицистического пейзажа, один из одаренных и ценимых питомцев АХ. Был послан для совершенствования в Италию и... на родину больше не вернулся. Не захотел? Не смог? Вероятно, и то и другое.

Там он быстро усвоил принципы входящего в силу классицизма и стал последовательным классицистом. Каковы эти принципы в пейзажной живописи? Изображая конкретный вид, выбрать наиболее величественное и достойное. При этом увидеть в изображаемом его идеальный прообраз. Есть и образец - искусство античности, которое во времена Матвеева вызывало необычайный интерес, доходящий до всеобщего восторга. Требование "благородной простоты и спокойного величия" (И. И. Винкельман) предполагало в живописи гармонию и ясность: симметричную, уравновешенную композицию с обязательным делением па три плана и боковыми "кулисами", скульптурное понимание формы, локальный цвет (то есть собственный цвет предмета без учета его изменения под воздействием света и воздуха).

Лучшие произведения Матвеева - "Вид в окрестностях Неаполя" (1806), "Вид на Лаго-Маджоре" (1808), "Вид Рима. Колизей" (1816), "Вид Больсенского озера в Италии" (1819) и др. Эти пейзажи имеют редкое достоинство: при всей своей идеальности они не превращаются в схему, здесь есть живое чувство. По свидетельству современников, Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. В то же время его реальность - преображенная, возвышенная, даже героическая. Писал он и сочиненные пейзажи.

В Италии Матвеев прожил сорок семь лет. Сначала ему мешало вернуться в Россию чувство свободы творчества, которого на родине не было. Потом мешали постоянно растущие долги. Он приобрел известность и уважение, ему покровительствовали образованные русские вельможи. Однако платили за работу мало. Несколько раз Матвеев обращается в АХ с просьбой помочь оплатить долги и прислать денег на дорогу домой, отправляет туда свои картины. Однако АХ оказалась слишком бережливой. Только в 1819 г. ему назначили пенсию 500 талеров в год.

Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте. Молодой Сильвестр Щедрин посещал мастерскую Матвеева в Риме и находил его одним из лучших современных пейзажистов, отмечал профессиональное мастерство и легкость исполнения, точность в передаче натуры (вплоть до формы листьев разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и неподражаемое умение писать дальние планы.

Матвеев Федор Михайлович