Капков Яков Федорович

В живописи ученик, имеющий своим учителем великого живописца, всегда стоит перед опасностью затеряться в тени великого маэстро. Наверное, так и бывает в большинстве случаев, ибо для того, чтобы найти свою дорогу в искусстве и сказать свое "Я", нужно обладать талантом, сравнимым с талантом учителя. А ведь число гениев в любом виде человеческой деятельности определяется на счет: один, два, три, четыре…

Такова, примерно, была судьба русского художника Якова Федоровича Капкова, крепостного графа М.С. Воронцова, но рано получившего вольную и поступившего учиться в Академию художеств (1832—1845).

С 1836 года его преподавателем стал великий К.П. Брюллов. И Яша Капков естественным образом превратился в его, заметим, способного подражателя.

В неспокойные в Европе времена (1847—1849) художник находился в пенсионерской поездке в Италии. По возвращении из нее попытки создать нечто историко-грандиозное в стиле своего учителя заканчиваются неудачей.

Все же Я. Капков находит свою стезю в живописи. Он становится популярным исполнителем женских головок, фигур, носящих слегка экзотический характер. Их настолько охотно раскупают, что даже императорская семья делает ему заказы для своей коллекции. Представленные картины — достаточно типичные представления женских образов Я.Ф. Капкова. К подобным изображениям он часто обращался в своем творчестве, в том числе и стимулируемый заказами. Не чурался художник и более серьезных работ: писал красивые портреты известных людей, участвовал в исполнении работ по внутреннему оформлению церквей в различных городах России, в православном храме в Мюнхене. Оставил ли заметный след в русской живописи Я.Ф. Капков? Подобный вопрос всегда проще задать — был такой русский художник из крепостных Яков Федорович Капков

Капков Яков Федорович