Бруни Федор Антонович

Бруни Федор Антонович
(1799–1875)

В XVIII, да и в начале XIX веков в Россию по приглашению либо царского двора, либо различного положения аристократов ехало много иностранцев — специалистов в различных областях деятельности человека. И не всегда в соответствии с едким выражением А.С. Грибоедова «для ловли счастья и чинов».

Большинство неординарных людей (архитекторы, строители, художники, математики) из Западной Европы ехали все же для того, чтобы своим трудом и талантом добиться прочного, в том числе и материального, положения в российском обществе или, не имея возможности созидать на родине, попытаться выполнить это в России. Многие из них, прославив себя, прославив Россию, и сами становились русскими (пожалуй, это утверждение особенно применимо в отношении их детей).

Судьбы двух ярчайших представителей русского живописного искусства (Ф.А. Бруни и К.П. Брюллова) — тому пример.

В 1807 году в Россию переехал гражданин Швейцарской республики, общественный деятель и художник Антон Бруни. А в 1809 его сын Федор, хотя, возможно, еще Фиделио, поступил в училище при Академии художеств, затем обучался в самой Академии до 1818 года. В 1820 году по совету отца и приглашению княгини З.А. Волконской Ф. Бруни выезжает в Италию, где вскоре становится знаменитым. Его картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) приносит ему звание академика Академии Св. Луки в Риме, а по прибытии картины в Петербург — избрание академиком петербургской Академии художеств (по общепринятому мнению, картина стала эталоном классицизма в русской живописи XIX века).

В Италии Ф. Бруни создает много портретных работ, копирует росписи Рафаэля в Ватикане, задумывает и начинает работу над крупнейшим своим произведением — Медный змий, прерванную возвращением художника в Петербург, где он с увлечением начал преподавать в Академии. В 1837 году Ф.А. Бруни выполняет исключительно важный для отечественной культуры рисунок А.С. Пушкин на смертном одре, который получил широкую известность в России.
В 1838 году Ф. Бруни снова уезжает в Италию для завершения своего шедевра. Медный змий был доставлен в Петербург и имел грандиозный успех. Художник продолжает напряженно трудиться, его талант востребован для оформления великих церковно-соборных строек Петербурга: например, он подготовил 25 картонов для Исаакиевского собора, многие из которых воплотил в живопись. С 1855 года Ф. Бруни — ректор Академии художеств, какое-то время — хранитель картинной галереи Эрмитажа. Он один из талантливейших представителей русского классицизма XIX века.

Ф. А. Бруни — сын швейцарского итальянца, «мастера живописного и скульптурного дела», который в 1807 г. переехал с семьей в Россию. В 1809 г. Федор Бруни был принят в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств, затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 г.

Весной 1820 г. по приглашению княгини 3. А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. Крупный успех принесла ему картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824). В этом образцовом по строгости стиля произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни — в «Портрете 3. А. Волконской в костюме Танкреда» (1820-е), а особенно в картине «Вакханка, поящая амура» (1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.

Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение, избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета — историю Медного змия, поставленного Моисеем.

Однако в 1836 г. ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ. За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью.

В начале 1837 г. он исполнил «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую известность. Все же необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 г. уехать в Италию и провести там еще два с половиной года.
Законченный «Медный змий» в 1841 г. был доставлен в Петербург, где имел бурный успех, сравнимый разве что с триумфом «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова. Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей. Однако картина принадлежала вчерашнему дню — дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника.

Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался. «Медный змий» был приобретен за 70 000 рублей для Эрмитажа (сейчас находится в ГРМ), а его автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 г. художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично.

Постепенно Бруни достиг высокого положения: с 1855 г. стал ректором АХ. Он постоянно заседал в различных почетных комиссиях. Но живописью занимался вес меньше и меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти.
Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего педагога неделями. К тому же его позиции ревностного хранителя основ академизма порождали неприязнь к нему у молодежи. В 1871 г. в результате интриг он был вынужден оставить пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной мастерской, им самим организованной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.

Бруни Федор Антонович

Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Нет работ!