Боткин Михаил Петрович

Брат Василия и Сергея Боткина — академик исторической живописи, родился в Москве в 1839 году; первоначальное воспитание получил дома и затем в гимназии.

В 1856 г. поступил в Академию художеств и занимался живописью под руководством проф. Завьялова и Ф. Бруни. В 1858 году вышел из Академии и отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Возвратившись в 1863 г. из-за границы, М.П.Боткин. выставил в Академии две картины: "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые совет Академии присудил ему звание академика.

Из числа его исторических картин обращают на себя внимание: "Жены, смотрящие на Голгофу", "Скорбящая Богоматерь" (Mater Dolorosa), "Вечер в монастыре св. Франциска в Ассирии", "Возвращение с Голгофы", "Беседа Христа на горе Элеонской", "Богоматерь, идущая с Голгофы", "Погребение мученика".

Кроме исторической живописи М.П.Боткин. много занимался также и жанром. Из жанровых его картин упомянем: "Pepina", "Отец Алиберти", "Поступившая в монастырь" (Noviziata), "Похороны первых христиан в Риме", "Вечерня в Ассизи", "Концерт для выздоравливающей", "Старообрядческий начетчик", "Этюд с острова Искии", "Этюд головки", "В горе", "Слепая", "Старик" (этюд с натуры), "Старообрядец", "Антикварий", "Древняя гончарная мастерская", "Портрет С. П. Постникова", "Монахини". Кроме того, М.П.Боткин писал много характерных голов и экспрессивных фигур.

В 1879 г. М.П.Боткин был избран членом совета Академии художеств; в этом звании он состоит и поныне. Преданный искусству, М.П.Боткин посвящает много времени на общественно-художественную деятельность, постоянно участвуя в делах общества поощрения художеств, в различных комиссиях и проч. В этом отношении заслуживает особенного сочувствия его деятельность в качестве распорядителя художественными отделами на Всероссийской промышленной выставке в Москве 1882 г. и деятельное его участие в устройстве русского отдела на международной промышленной выставке в Копенгагене 1888 года.

В 1882 г. М.П.Боткин был назначен членом в особую временную комиссию при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора в Москве. В 1888 г. избран членом Императорской. археологической комиссии. Кроме того, М.П.Боткин с 1869 г. состоит членом Германского археологического института в Риме. Помимо живописи, М.П.Боткин много занимается гравированием крепкой водкой (еau-forte). Во время своих многолетних путешествий, благодаря постоянным археологическим занятиям, М.П.Боткин составил себе чрезвычайно замечательный музей памятников искусства и предметов художественной промышленности. В его музее находятся замечательные майолики, бронзы, резные произведения из дерева эпохи итальянского Возрождения. Кроме того, ему принадлежит большинство этюдов и эскизов Иванова. В 1880 г. М.П.Боткин издал книгу: "Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка" — труд чрезвычайно важный для истории русского искусства. В исторических картинах М.П.Боткин обращает на себя внимание прекрасная композиция и экспрессивность фигур и лиц. М.П.Боткин считается также одним из лучших наших рисовальщиков.

Кипучая натура Михаила Петровича Боткина, брата известных писателя В.П. и врача С.П. Боткиных, не позволила ему заниматься каким-то одним видом человеческой деятельности. Поступив семнадцатилетним юношей в петербургскую Академию художеств, он не заканчивает ее, а отбывает, можно сказать, в самостоятельную пенсионерскую поездку в Италию, из нее совершая наезды в Германию, Францию и Испанию, изучая искусство этих стран. Не удивительно, что М. Боткин формируется как художник академической школы «итальянской» направленности, которую характеризовали строгость, идеальность композиции, возвышенность рисунка и утонченность колорита. В 1863 году возвращается в Россию, где продолжает какое-то время серьезно заниматься живописью, в частности портретной, и овладевает новым для себя направлением в искусстве — офортом.

Прочная материальная база (М.П. Боткин ведет активную торгово-промышленную и финансовую деятельность, входя в руководство Русского общества пароходства и торговли, Первого российского страхового общества и Санкт-Петербургского коммерческого банка) позволяет ему активно заниматься общественной деятельностью, связанной с поощрением и развитием искусства. Он также активно занимается коллекционированием картин, собрание которых А.Н. Бенуа относил к наиболее богатым частным собраниям не только России, но и Европы.
Наконец, М.П. Боткин подготовил и опубликовал (1880) ценнейший для отечественного искусства сборник «Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка (1806—1858)». Полученную же по завещанию А.А. Иванова коллекцию большинства его этюдов и эскизов он передал впоследствии в Румянцевский музей.

Боткин Михаил Петрович