Басин Петр Васильевич

Басин Петр Васильевич
(1793—1877)

Пенсионерские поездки в первой половине XIX века (как правило, в центр европейской живописи — Италию) выпускников Академии художеств, достигших наибольших успехов в обучении в стенах родной Академии, для большинства молодых российских художников являлись важным этапом их становления и превращения в настоящих мастеров. И для П.В. Басина одиннадцатилетнее пребывание в Италии можно отнести к наиболее удачным годам его творчества. Здесь он создает не только картины на мифологические сюжеты (Фавн Марсий учит молодого Олимпия игре на свирели, 1821; Сусанна, застигнутая старцами в купальне, 1822), как того «требовало» господствующее в Академии художеств направление академизма, но и пишет портреты (Портрет художника Сильвестра Щедрина, 1823), жанровые сцены из итальянской жизни (Землетрясение в Рокка-ди-Папа близ Рима, 1830).

Его светская карьера сложилась в России удачно. П.В. Басин сразу же становится одним из ведущих преподавателей Академии, получая с ходом времени соответствующие чины и награды. Его художественная жизнь главным образом протекала в работе над заказными портретами (особенно удачен, видимо, потому, что писался с любовью, «Портрет Ольги Владимировны Басиной, жены художника», между 1838 и 1841), значительное время он уделяет оформлению строящихся храмов и церквей. Среди них — Казанский и Исаакиевский соборы. Он даже готовит картоны для росписи храма Христа Спасителя в Москве. Но резкое ухудшение зрения не позволяет ему последнее десятилетие своей жизни заниматься живописью.

Представленные работы достаточно верно отражают творчество художника, одного из ведущих отечественных живописцев академического направления середины XIX века.

Творчество П. В. Басина характерно для художника русской академической школы середины XIX в. С Петербургской Академией Художеств Басин был связан почти всю жизнь. Ее рисовальные классы он начал посещать восемнадцатилетним юношей в качестве постороннего ученика и завершил образование, занимаясь исторической живописью у В.К. Шебуева.
Большая золотая медаль, полученная за картину "Христос изгоняет из храма торгующих" (1818), дала ему право на пенсионерскую поездку в Италию.

Итальянский период наиболее интересен в творчестве Басина. В это время наряду с академическими композициями ("Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели", 1821; "Сусанна, застигнутая старцами в купальне", 1822, и др.) он пишет портреты ("Сильв. Ф. Щедрин", 1822; "Неизвестная с девочкой", 1822; "Клодина Нантен", 1827), жанровые композиции ("Итальянский разбойник", 1822; "Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима", 1830, и др.), пейзажи ("Вечерний пейзаж...", "Пейзаж со стадом коз", "Вид в окрестностях Субиако", все 1820-е, и др.).

Особый интерес представляют живописные этюды с натуры, в которых художник стремился правдиво передать состояние определенного времени суток, освещение и цветовые отношения. Постановка этих проблем характеризует его как мастера, не чуждого влияния романтического искусства. Романтическая стилистика ощутима и в самой известной, наиболее значительной картине Басина, написанной на сюжет из античной истории, - "Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада" (1826-28). Картина эта после успешного показа в Риме была отправлена в Петербург на корабле. В пути судно потерпело крушение, и холст оказался сильно испорченным. Вернувшись в Россию, Басин в начале 1830-х гг. основательно подправил картину, а затем подарил ее АХ (ныне в ГРМ).

На родине Басин почти сразу же начал преподавать в АХ и успешно занимался этой деятельностью почти сорок лет (1831- 69), регулярно получая ордена и очередной чин. В отставку он вышел заслуженным профессором I степени по живописи исторической и портретной, действительным статским советником. Ничего яркого, выдающегося в эти годы он не создал. Написал несколько неплохих портретов: рано умершей жены О. В. Басиной (1837-38), Ю. П. Самойловой (1839), шестерых своих детей (середина 1850-х) и др., а также жанровую картину в духе школы Венецианова "Чердак здания Академии художеств" (начало 1830-х).

Доминирующее же положение в творчестве художника 1830-50-х гг. занимают монументальные работы как религиозного, так и светского содержания. В их числе плафон "Аполлон и музы" (1832-33) для зала АХ, росписи Помпейской галереи Зимнего дворца (выполненные совместно с Ф. И. Вундер-лихом в 1837-39 гг.), "Благовещение" для царских врат собора Всех учебных заведений (не ранее 1833), "Введение во храм" для алтаря Казанского собора (1841) и др.

В 1837 г. Басин выполнил четыре образа больших размеров и плафон "Сошествие Святого Духа на апостолов" для академической церкви Святой Екатерины. После 1839-го - возобновил плафон "Воскресение Христово" в церкви Зимнего дворца, принадлежавший кисти выдающегося венецианского мастера XVIII в. Ф. Фонтебассо и погибший во время пожара 1837 г. Самой же значительной, своего рода итоговой работой Басина стали росписи главного храма российской столицы - Исаакиевского собора, которыми он был занят все 1840-е и первую половину 1850-х гг. Из всех художников, принимавших участие в росписях, Басину принадлежит наибольший объем работ. Он полностью расписал приделы святого Александра Невского и святой великомученицы Екатерины, а также выполнил огромную композицию "Нагорная проповедь" над южными дверями собора. Сверх этого Басин завершил роспись плафона главного купола - самую большую по площади и числу фигур композицию, которую писал К. П. Брюллов и не окончил из-за болезни. По эскизам Брюллова Басин написал образы двенадцати апостолов в барабане главного купола, четырех евангелистов - в парусах и выполнил две композиции для аттика центральной части собора - "Лобзание Иуды" и "Несение креста" (две другие - "Се человек" и "Бичевание" - Басин написал по картонам Брюллова). Росписи Исаакиевского собора выполнены в традициях русской академической школы и в строгом соответствии с канонами Православной Церкви. Они принесли художнику славу.

Завершающими работами Басина стали в 1860-х гг. исполненные в натуральную величину картоны фигур, предназначавшиеся для росписей храма Христа Спасителя в Москве. Из-за резко ухудшившегося зрения Басин не смог осуществить их непосредственно в храме. Это сделал под его руководством академик живописи Н. А. Кошелев. Последние десять лет жизни художника прошли тихо и незаметно. Почти слепой, он вынужден был отойти от занятий искусством.

Басин Петр Васильевич