Алексеев Александр Алексеевич

Александр Алексеевич Алексеев (фр. Alexandre Alexeeff, 5 августа 1901, Казань — 9 августа 1982, Париж) — русский художник, — график, книжный иллюстратор, аниматор. Изобретатель игольчатого экрана (патент № 387554 от 11 июля 1935 года).

Провёл детство в Константинополе, где служил военным атташе его отец (он исчез при невыясненных обстоятельствах). Брал уроки живописи у С. Судейкина. Учился в Первом кадетском корпусе, когда началась Октябрьская революция. С 1920 — в эмиграции, с 1921 — во Франции. Работал вместе со второй женой, художницей американского происхождения Клер Паркер (1910—1981). Получил поддержку Андре Мальро, с которым дружил. Стоял у истоков фестиваля анимационных фильмов в Анси.

В состоянии депрессии после смерти жены покончил с собой.

Известен иллюстрациями к произведениям Гофмана, По, Гоголя, Достоевского («Кроткая», «Братья Карамазовы», «Записки из подполья» и др.), к роману Б.Пастернака «Доктор Живаго», к «Слову о полку Игореве».

Изобрел «игольчатый экран».

Работал в театре с Гастоном Бати, Луи Жуве, Жоржем Питоевым и др., занимался рекламой. Считается одним из основателей французской мультипликации, крупнейшим представителем экспериментального кино. По просьбе Орсона Уэллса выполнил графические сцены фильма «Процесс» (1962).

Как аниматор оказал глубокое влияние на творчество Стэна Брекиджа, Юрия Норштейна, Нормана Мак-Ларена, который снял о нем два фильма (1960, 1972).